По данным системы электронного бронирования пересечения границы в пункте пропуска «єЧерга», по состоянию на начало ноября время ожидания на выезд грузовых автомобилей из Украины составляло 9–15 дней. А сейчас крупные ассоциации бизнеса, например Европейская Бизнес Ассоциация, Американская торговая палата, в Украине бьют в набат, ожидая роста очередей на таможенных терминалах уже и внутри страны. С чем это связано?
Изменения в процедурах таможенного оформления
После принятия Таможенного кодекса в 2012 году появилась возможность не доставлять на таможню товары, ввозимые в Украину или вывозимые из нее, если таможня не выявляла риски. Это соответствовало международным стандартам (например, Соглашению ВТО об упрощении процедур в торговле). Поэтому Украина в 2017 году даже сообщила ВТО, что полностью внедрила эти стандарты. Но в 2020-м изменения в Таможенный кодекс должны были отменить эту возможность, вместо этого введя обязанность предъявлять на таможне все товары, если у компании нет специального разрешения на упрощение. Это требование отложили из-за войны. Несмотря на это, власть уже сейчас решила вернуться к нему, и теперь с 7 ноября 2023 года все товары (импорт/экспорт) должны доставляться на таможенные терминалы.
Масштаб катастрофы
До 7 ноября приблизительно на треть товарных партий, ввозимых в Украину, собственники получали от таможни разрешение не прибывать на терминал для предъявления товаров. Это экономило им как деньги (ориентировочная стоимость обслуживания на терминалах за первые сутки составляет более тысячи гривен), так и время. Это и понятно, ведь таможенная служба, согласно ее собственным данным, проводит физический контроль приблизительно всего в 5% случаев, а в целом рискованными по той или иной причине оказываются менее 50% партий, проходящих через таможню.
По экспорту товаров подобных данных нет, но можно предположить, что количество партий, экспортируемых без предъявления таможенным органам, может быть и выше, поскольку большинство рисков таможни связаны с ввозом товаров, а не с вывозом.
По процентным значениям часто нельзя понять всю картину. Поэтому следует отметить, что количество таможенных деклараций, оформленных как на ввоз, так и на вывоз, в катастрофическом для внешней торговли 2022 году превысило 2,5 млн, а количество автотранспорта, пропущенного на въезд, — около 3,5 млн единиц (по состоянию на сегодняшний день оба эти показателя за девять месяцев 2023 года уже превышены).
Следовательно, с 8 ноября на терминалах придется ежемесячно принимать на сто тысяч партий груза больше.
Чем это грозит
С началом войны многие места, где раньше товары предъявлялись для таможенного оформления, оказались в зоне боевых действий или на оккупированных территориях, либо же их деятельность остановилась из-за снижения бизнес-активности. Импорт восстанавливается, увеличивая потребность в таможенном оформлении, но мест для этого стало меньше. Сейчас возникают вопросы: хватит ли терминалов для всех, как рост спроса повлияет на цены и сможет ли таможня справиться с большей нагрузкой?
С железнодорожным транспортом тоже связаны свои вызовы, ведь вагоны нельзя просто оставить без движения. Существует риск, что из-за изменений все эти грузы сразу будут направлять на таможенные терминалы.
Безопасность является еще одним важным фактором. Концентрация грузов в одном месте может привлечь внимание вражеских сил, как это было с недавней атакой на склады «Новой почты» в Харькове.
Но самым чувствительным для бизнеса является вопрос времени. Приблизительная стоимость простоя грузовика — 150 евро/сутки, и если очереди на границе дополнятся очередями на растаможивание, это больно ударит по бюджетам компаний.
Аргументированные мифы
Как основной аргумент в пользу отмены возможности не предъявлять товары таможне власть озвучивает необходимость внедрения Авторизованного экономического оператора (АЭО) и Совместной системы транзита с ЕС (NCTS), требования Соглашения об ассоциации с ЕС и несовместимость украинских норм с таможенными правилами ЕС, что якобы помешает вступлению Украины в Евросоюз. Но при проверке все эти аргументы оказываются вредным мифом.
Во-первых, внедрение АЭО и NCTS никоим образом не связано с наличием норм о праве таможни требовать доставку товаров или нет. АЭО — это специальный статус, который получают от таможни предприятия, соответствующие определенным критериям надежности и безопасности, он позволяет использовать упрощенные таможенные процедуры и в приоритетном порядке проходить таможенный контроль. Эти программы не зависят от того, предъявляются ли на таможне товары других компаний или нет.
Во-вторых, Соглашение об ассоциации с ЕС не требует отмены возможности не доставлять товары на таможню. Состояние приближения таможенного законодательства Украины к таможенному праву ЕС высоко оценено в отчете Европейской комиссии, но там нет ни слова о необходимости вводить обязательную доставку товаров до таможни.
От европейских экспертов иногда приходится слышать, что возможность не предъявлять товары таможне — это упрощения, не предусмотренные законодательством ЕС. Ошибочно в этом утверждении то, что эти нормы не являются и никогда не были упрощением, наоборот, они являются только закономерным результатом использования системы анализа рисков (использование которой, кстати, предусмотрено Таможенным кодексом ЕС и требуется от Украины Соглашением об ассоциации).
Единственное, в чем права власть, — идентичные правила (пока что) не предусмотрены в Таможенном кодексе ЕС. Да и Таможенный кодекс ЕС вступит в силу для Украины только с момента официального членства нашей страны в Союзе. До этого мы еще должны пройти долгий путь, и непонятно, почему именно эти нормы так раздражают власть, хотя в том же отчете Европейской комиссии названо немало сфер для реформирования: свободные таможенные зоны, специальные таможенные режимы, общая декларация прибытия, право быть услышанным и т.д.
Пути решения
Украинская власть считает, что программы АЭО и NCTS помогут облегчить торговлю. Но статистика показывает, что только мизерная доля компаний использует их: восемь компаний в АЭО и 85 в NCTS из более чем 200 тыс. компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в Украине. Кроме того, процесс получения статуса АЭО продолжительный, занимает до пяти месяцев, и многие из представителей малого и среднего бизнеса не соответствуют строгим финансовым критериям для участия в программе.
Эксперты предупреждают, что невнимание к этой проблеме может привести к серьезным задержкам с таможенным оформлением и дополнительным потерям бизнеса. Поэтому они призвали правительство продлить отсрочку требования предъявлять товары на таможне до завершения действия военного положения и улучшить условия для получения упрощений, чтобы помочь украинскому бизнесу. При этом власть апеллирует к Соглашению об ассоциации с ЕС.
Так что, обращаясь к вопросу отсрочки обязательного предъявления товаров на таможне, призываем Министерство финансов и парламент активно использовать положение статьи 472 Соглашения об ассоциации с ЕС, которое дает Украине право применять специальные меры безопасности в условиях серьезного внутреннего или международного конфликта. В контексте этой статьи и с учетом текущего военного положения Украина может и должна обеспечить продление отсрочки. Ведь это позволит не только защитить национальную безопасность, но и поддержать экономическую стабильность и развитие бизнеса в этот критический период.