За сотни миллионов "мусорных" гривен схлестнулись руководители "Укрэкоресурсов", Минприроды, секретариата Кабмина, с одной стороны, и главы Минэкономики и Госпредпринимательства, с другой. Первые доказывают, что по прежним схемам жить можно. Вторые в итоге не смогли ничего доказать, поплатившись своими постами. Об это в своей статье "Миллионы из мусора: между светом и тенью" для ZN.UA пишет экономист Адрей Блинов.
По его словам, согласно правительственному постановлению, производители и импортеры товаров в упаковке имеют право заключать договоры на оказание услуг в сфере обращения с отходами упаковки с государственным предприятием "Укрэкоресурсы", непосредственно подчиненным Кабинету министров Украины, либо самостоятельно заниматься сбором, переработкой и утилизацией таких отходов. Однако сейчас развелось огромное количество фирм и фирмочек, которые сделали плату за предоставление подобных услуг обязательной.
По данным Украинской упаковочно-экологической коалиции (УКРПЭК), в стране перерабатывается только 3,65% бытовых отходов (в ЕС - до 85%), а потому не только мусорные полигоны, но и придорожные канавы вкупе с пригородными лесами завалены отходами.
Вся упаковка, производимая в стране или импортируемая, фактически облагается специальным налогом, который именуется "тарифами на услуги по сбору, заготовке и утилизации использованной тары и упаковочных материалов". Функции по созданию системы сбора и утилизации возложены на госпредприятие "Укрэкоресурсы". То есть, внутренние производители и импортеры должны заранее заплатить "Укрэкоресурсам".
По словам Блинова, расценки сейчас такие: 350 грн за тонну бумажно-картонной упаковки, 150 - стеклянной, 200 - деревянной и текстильной, 400 - жестяной, 850 - пластмассовой, 1100 - из алюминия или фольги, 1250 грн - из комбинированного материала. Тарифы утверждены свыше десяти лет назад, однако до сих пор их экономического обоснования никто не видел. А они - мегазавышенные. С того времени гривня девальвировала по отношению к евро в три раза, однако украинские расценки и сегодня выше европейских аналогов.
Однако правительство в 2001 г. предусмотрело, что предприятия, организации и учреждения всех форм собственности могут также самостоятельно заниматься переработкой и утилизацией упаковки. В частности, крупные торговые предприятия и склады собирают такую упаковку, сортируют и поставляют ее на перерабатывающие предприятия, например картонно-тарные или стеклодувные производства.
"Денежные средства, полученные от переработчиков, в значительной мере компенсируют себестоимость упаковки. Но вообще-то за ее переработку и утилизацию предприятия-производители изначально рассчитались с "Укрэкоресурсами", которые в данной схеме переработки отходов могут даже не участвовать", - отмечает Блинов.
По его словам, аналогичная ситуация и на бытовом уровне. Будущая утилизация всей тары и прочих упаковочных материалов, которые мы покупаем в магазине, уже оплачена заранее - еще на уровне производителя или импортера и включена в отпускную цену такого товара. Тем не менее мы вынуждены оплачивать дополнительные услуги по месту жительства за вывоз и размещение этих отходов на свалках и полигонах.
Иными словами, подчеркивает Блинов, плата за сбор, заготовку и утилизацию тары и упаковочных материалов взимается в украинской экономике несколько раз. Причем система выстроена так, что ни на одну из структур нельзя возложить конечную ответственность за горы отходов, в том числе пригодных к вторичной переработке.
В Украине была сделана попытка организовать работу с отходами такой же, как принято в странах - членах ЕС. С такой идеей в правительство обратились Совет предпринимателей при Кабмине, Американская торговая палата, а также руководители профильных промышленных ассоциаций. В своих обращениях предприниматели акцентируют внимание премьер-министра на коррупционной составляющей, сложившейся в экономике в связи с деятельностью госпредприятия "Укрэкоресурсы".
В качестве решения они предлагают поддержать от имени правительства законопроект "Об упаковке и отходах упаковки". Этот проект разработан рабочей группой при Минприроды с привлечением общественных организаций и промышленников и призван как раз ввести систему обращения с отходами упаковки на основах рыночной экономики и европейского законодательства. Это лишает госпредприятие "Укрэкоресурсы" его привилегированного положения на рынке.
Однако Минэкологии и природных ресурсов заблокировало процесс реформ в этой сфере, несмотря на усилия Минэкономики и Госпредпринимательства. Бывший глава ведомства Мохник написал в МЭРТ письмо, в котором сослался на целый ряд судебных решений, призванных сохранить старый порядок в области утилизации упаковки.
При этом экс-министр экологии не забыл пролоббировать инициативу разрешить его подчиненным ставить личную печать не на таможенную декларацию, раз это теперь невозможно, а на товаросопроводительные документы. И запретить осуществлять растаможивание товара без такой визы экологов.
В мае госпредприятие "Укрэкоресурсы" возглавил Ара Сафарян, до этого реализовывавший проект в Дзержинске (Донецкая обл.) по реконструкции котельной за счет "зеленых" инвестиций в рамках средств Киотского протокола. Это те самые суммы от продажи Украиной квот на выброс парниковых газов, которые были получены в период премьерства Тимошенко. И которые, по мнению прокуратуры, были израсходованы нецелевым образом.
В предыдущие два года ГП "Укрэкоресурсы" возглавлял Дмитрий Радионов, который являлся креатурой сына экс-генпрокурора Пшонки. Против Радионова открыто не одно уголовное дело, однако он неожиданно "всплывает" на посту руководителя другого государственного предприятия "Украинские экологические инициативы", непосредственно подчиняющегося Минприроды.
Как прогнозирует автор, борьба за контроль над схемами в сфере сбора, сортировки и утилизации отходов развернется с новой силой, как только будет сформировано новое правительство.
По его словам, эта сфера служит бесперебойным поставщиком дешевого вторсырья и призвана приносить дополнительные доходы в госбюджет, а не быть коррупционной кормушкой для чиновников Минприроды и прочих служб.