UA / RU
Поддержать ZN.ua

Норму о содержания биоэтанола в бензине могут смягчить: Минэнерго подало законопроект

Минэнерго уже направило в Кабмин законопроект, который предусматривает снижение обязательной доли биоэтанола в бензине с 5% до 3%. Участники нефтерынка связывают это с дефицитом добавки и высокой ценой на него. А эксперты прогнозируют, что данное решение также может быть пересмотрено: в ЕС уже отказываются от обязательного добавления биотоплива.

Обязательное добавление биоэтанола в бензины будет вводиться поэтапно. Министерство энергетики и угольной промышленности направило на рассмотрение Кабинета министров проект закона "О внесении изменений в закон "Об альтернативных видах топлива"". В документе предлагается перенести срок вступления в силу нормы об обязательном содержании биоэтанола в моторном бензине.

Речь идет о том, что обязательным добавление биоэтанола в количестве 3-5% должно стать с 1 июля этого года. С 2016 года эту норму должны повысить до 5-10%. Предлагается также разрешить добавлять в смесевые бензины не только этиловый спирт, но и произведенные на его основе биокомпоненты. В Кабмине подтвердили получение документа, однако предоставить комментарии на момент подписания номера в печать не смогли, сообщает "Коммерсантъ-Украина".

Напомним, в 2012 году парламент принял закон "О производстве и использовании моторного топлива с содержанием биокомпонентов", которым вводится норма об обязательном добавлении биоэтанола в бензин. В частности, на 2013 год устанавливалась рекомендательная норма по содержанию биоэтанола - не менее 5%. Однако в 2014-2015 годах она должна была стать обязательной, а с 2016 года содержание спирта в бензине должно быть не менее 7%. За принятие закона выступали производители биоэтанола. На сегодняшний день его производят заводы "Укрспирта", а также частные компании, в числе которых Узинский сахарный завод, "Биохим Групп", "КоронАгро", "Интеркрайт", "Эко-Энергия".

В декабре прошлого года участники украинского нефтерынка и глава Минэнерго Эдуард Ставицкий договорились отложить это до 1 июля 2014 года и снизить норму обязательного добавления биоэтанола во все бензины с 5% до 3%. Вчера в ведомстве комментировать этот вопрос отказались. Однако источник в министерстве рассказал, что действующие стандарты качества нефтепродуктов не позволяют использовать топливо с содержанием более 5% биоэтанола. "Решение об обязательном введении биодобавок принималось поспешно. Оказалось, что у нас нет ни стандартов, ни нормативной базы, ни разработанной процедуры контроля за исполнением закона",- отметил собеседник.

Сейчас Минэнерго вместе с МинАП и отраслевыми институтами занимаются разработкой соответствующей нормативной базы, говорит источник. В Минагрополитики заявили, что новое предложение является "компромиссным вариантом", который устраивает все стороны.

Участники нефтерынка связывают снижение необходимого объема закупаемого биоэтанола с его дефицитом на рынке. "Производители биоэтанола обещали нам, что будут продавать его по 8 грн за литр, а сейчас предлагают по 11,5 грн за литр. Это связано с тем, что его еще не начали производить в достаточном количестве. Естественно, если ввести в таких условиях норму об обязательном добавлении его в горючее, это приведет к увеличению цены топлива на 1-2 грн на рынке",- заявили в пресс-службе НПК "Галичина" (Дрогобычский НПЗ). Впрочем, по данным Минагрополитики, уже сейчас заводы "Укрспирта" могут производить около 150 тыс. т биоэтанола в год, что достаточно для удовлетворения не только 5%, но и 10% содержания этой добавки в бензине.

В НПК "Галичина" считают, что для увеличения производства топлива с биоэтанолом необходимо запустить украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). "В Европе удается продавать топливо с биоэтанолом за счет того, что работают нефтеперерабатывающие заводы, и бензин поставляют непосредственно с них на АЗС. А в Украине его импортируют, расстояния большие, топливо приходится накапливать на нефтебазах. Длительное хранение приводит к его расслаиванию и ухудшению качества",- отмечают в пресс-службе НПК "Галичина".

Впрочем, даже с учетом снижения обязательной доли биоэтанола в нефтепродуктах избежать повышения цен, скорее всего, не удастся. "Производители смесевых бензинов должны будут потратить значительные суммы на закупку необходимого оборудования, а также на получение необходимых разрешений на производство данного вида топлива",- говорит эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. Аналитик консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко напоминает, что когда появилось предложение об обязательном добавлении биоэтанола в нефтепродукты, для того чтобы не допустить увеличения цен, ожидалось, что на них будут снижены ставки акцизного сбора. Пока ставка акцизного сбора на бензин осталась прежней - 198 евро за тонну.

Директор консалтинговой компании "А95" Сергей Куюн не исключает, что норма об обязательном добавлении биоэтанола в топливо будет отменена вовсе. В странах ЕС нет обязательной нормы, однако там существуют определенные индикативы, которые отражают долю альтернативных топлив в общем потреблении. Требования по обязательному содержанию биоэтанола в бензине - это практика Латинской Америки. По словам господина Куюна, в последнее время от подобных инициатив отказались ряд стран Евросоюза, в частности Германия и Франция. !zn