UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ни одна газодобывающая компания в Украине не отвечает требованиям кодекса ГТС по качеству и учету газа

Сегодня участники рынка, регулятор и оператор ГТС ведут дискуссию относительно усовершенствования и дополнения положений Кодекса ГТС.

С апреля 2016 года начали действовать штрафные санкции за несоответствие качества газа физико-химическим показателям. По словам председателя НКРЕКП Дмитрия Вовка, "регулятор не будет делать исключений – установленные правила будут действующим для всех газодобывающих компаний. Это касается и штрафных санкций".

"На сегодняшний день ни одно газодобывающее предприятие не может обеспечить полное выполнение новых требований без проведения значительной модернизации производственных мощностей и строительства новых установок подготовки природного газа", - заявил исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Украины Роман Опимах во время обсуждения проблем развития рынка газа, организованного парламентским комитетом по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности 30 июня.

Ранее ZN.UA сообщало о том, что убытки газораспределительных компаний достигли 5 млрд грн в 2015 году.

Однако, "с 1 апреля в соответствии с требованиями Кодекса ГТС (Кодекса газотранспортной системы) в случае несоответствия физико-технологических и химических показателей каічества газа (ФХП) на добывающие компании налагаются штрафные санкции", - констатировал Опимах.

В частности, государственная компания "Укргаздобыча" вынуждена ежемесячно платить 2 млн грн штрафов, размер которых уже с июля удвоится, - согласился ее представитель. "Государственная компания "Укргаздобыча" имеет 114 точек входа в газотранспортную систему. Минимум полгода понадобится для переоборудования каждой точки входа в газотранспортную систему по требованиям Кодекса ГТС".

Председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк отметил, что "регулятор так и не дождался от ПАО "Укргаздобыча" не общих впечатлений, а конкрентого плана и предложений этой государственной газодобывающей компании даже после отсрочки применения штрафных санкций".

"Сегодня участники рынка, регулятор и оператор ГТС ведут конструктивную дискуссию относительно усовершенствования и дополнения положений Кодекса ГТС, которые касаются параметров ФХП и минимизации рисков недопуска газа от производителей в газотранспортную систему, оператором которой является ПАО "Укртрансгаз", - рассказал Опимах.

В частности, на прошлой неделе по инициативе Ассоциации газодобывающих компаний состоялась рабочая встреча в ПАО "Укртрансгаз" технических специалистов НАК "Нафтогаз Украины", ПАО "Укргаздобыча" и других компаний-членов ассоциации с целью обсуждения проблемных вопросов, связанных с качеством газа.

По словам Опимаха, участники встречи согласились как можно быстрее совместно отработать поправки к положениям Кодекса ГТС, а именно:
- четко определить ситуации, при которых оператор ("Укртрансгаз") имеет право отказать производителю газа в доступе к ГТС;
- согласовать формулировки предельных параметров компонентного состава природного газа;
- введение переходного периода внедрения некоторых положений из-за корректировки коэффициентов начисления штрафов;
- уточнить требования "Укртрансгаза" относительно установления хромотографов только на скважинах с определенным дебитом (к примеру, не меньше 50 тыс. кубометров в сутки).

Председатель НКРЭКУ Вовк подчеркнул, что "регулятор согласен рассмотреть конструктивные предложения участников рынка газа Украины и внести поправки в утвержденный Кодекс ГТС с целью формирования открытого и конкурентного рынка газа Украины".

Заместитель председателя парламентско комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский резюмировал, что "правительство должно принять во внимание, что недопрацьованні положение ухваленного Верховной Радой Закона Украины "О рынке природного газа" создают множество проблем. Парламентский комитет по вопросам ТЭК и в дальнейшем будет продолжать практику организации обсуждений проблемных вопросов формирования рынка газа с тем, чтобы оперативно вносить поправки в действующий закон для его усовершенствования".

Домбровский надеется, что в ближайшее время Верховная Рада рассмотрит и примет (хотя бы в первом чтении. – Ред.) закон о Регуляторе (НКРЭКУ).

Депута Наталья Кацер-Бучковская отметила, что на сегодня для парламента главной задачей в энергетической сфере является принятие Закона Украины "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг". Этот закон уже подготовлен и "парламентарии приложат максимальные усилия, чтобы он был принят в течение этой сессии".

"Без независимого регулятора, который сможет принимать политически незаангажированные и профессиональные решения, невозможно закончить процесс реформирования рынка природного газа и создать максимально конкурентные условия", - заявила Кацер-Бучковская.

Напомним, в сентябре 2015 года Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), утвердила своим постановлением изменения в Кодекс газотранспортной системы. Кодекс ГТС – составляющая Закона Украины "О рынке природного газа". Однако утверждает его и имеет право вносить изменения Регулятор (НКРЭКУ).

Больше читайте в статье Аллы Еременко "Каким должен быть регулятор энергорынка и жилищно-коммунальных услуг?" в выпуске "Зеркала недели. Украина".