UA / RU
Поддержать ZN.ua

НБУ требует от банков снизить стоимость комиссионных

Количество жалоб клиентов банков на высокую стоимость расчетно-кассового обслуживания (РКО) достигли критического уровня. Национальный банк Украины (НБУ) в пятницу потребовал от кредитных учреждений отчитаться о стоимости РКО и том, что банки предпринимают, чтобы ее снизить.

Количество жалоб клиентов банков на высокую стоимость расчетно-кассового обслуживания (РКО) достигли критического уровня. Национальный банк Украины (НБУ) в пятницу потребовал от кредитных учреждений отчитаться о стоимости РКО и том, что банки предпринимают, чтобы ее снизить.

Банкиры считают обоснованным повышение размера комиссионных платежей, поскольку в предыдущие годы из-за жесткой конкуренции удерживали их на низком уровне, пишет в понедельник, 28 марта, газета "Коммерсантъ-Украина".

«…Просим предоставить информацию о тарифной политике банка в направлении снижения стоимости услуг за расчетное обслуживание клиентов и о тарифах на расчетное обслуживание клиентов в национальной валюте по состоянию на 1 марта 2011 года», – говорится в письме регулятора №25-212/682-4113 от 25 марта 2011 года.

НБУ констатирует, что этот сбор информации вызван многочисленными жалобами клиентов на размеры комиссий за расчетно-кассовое обслуживание. Хотя банки и имеют право самостоятельно устанавливать процентные ставки и комиссионное вознаграждение по своим операциям, но высокие тарифы снижают объем безналичных расчетов и платежную дисциплину, считают в НБУ. (При этом с декабря 2006 года тариф Нацбанка за обработку каждого расчетного документа в системе электронных платежей оставался неизменным – 35 коп).

Бизнесмены рассказывают, что в кризис многие предприятия пытались перейти на обслуживание в госбанки, вследствие чего последние существенно повысили стоимость РКО для снижения потока клиентов. Аналогичные действия предприняли и остальные банки, чтобы сделать свои операции самоокупаемыми.

Впрочем банкиры сами признаются, что многие банки на протяжении пяти лет вели неправильную демпинговую политику и снижали тарифы за услуги РКО до нуля, надеясь вернуть потраченные на обслуживание клиента деньги, продавая кредиты.

По словам члена правления «Проминвестбанка» Владислава Кравца, сейчас кредиты так активно не выдаются, «а платить зарплату сотрудникам нужно». «Клиенты привыкли к низким тарифам, поэтому теперь возмущаются», - говорит он. По его словам, комиссия должна "выходить в ноль" – покрывать зарплату, аренду, жилищно-коммунальные услуги, программное обеспечение. Себестоимость платежа за РКО банкир оценил в 1 евро (11 грн.).

Однако президент Ассоциации украинских банков (АУБ) Александр Сугоняко соглашается, что маржа ряда кредитных учреждений завышена. "Наблюдается ситуация, когда банки думают о своей прибыльности, но не думают о своей клиентуре. Нацбанк правильно пытается определить размеры комиссий и повлиять на ситуацию",– говорит он. "Но банки сами определяют ставки, и повлиять на это может разве что Антимонопольный комитет (АМКУ)",– отмечает председатель правления одного из средних банков.

По материалам: Коммерсантъ-Украина