UA / RU
Поддержать ZN.ua

НБУ и правительство должны принять меры, чтобы предотвратить падение темпов роста экономики из-за режима ИТ - экономист

Минфин и Нацбанк должны создать Государственный банк развития и Государственный фонд регионального развития.

Национальный банк Украины и правительство должны сосредоточиться на усилении регулирования экономики денежно-кредитными средствами, чтобы избежать риска образования политикой инфляционного таргетирования "депрессивной спирали", оказывающей тормозящее влияние на темпы экономического роста страны.

Об этом в своей статье для ZN.UA пишет президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило. По его словам, в украинской экономике сложился ряд особенностей, из-за которых режим ИТ будет тормозить экономический рост.

К подобным факторам экономист относит, в частности, высокий уровень демонетизации (дефицит денег, необходимых для обслуживания хозяйственных оборотов); определение стоимости кредитов, в значительной степени, структурными рисками (платежеспособностью) заемщиков; наличие у украинской инфляции значительного структурного изменения, связанного с высокой затратностью производств и монополизацией рынков; наличие внушительной доли денежной массы наличными (свыше 25%), на которую процентная политика не оказывает никакого влияния (сюда следует отнести средства, обслуживающие теневую экономику, а также средства, удерживаемые в виде "чулочных сбережений"), а также - неопределенное влияние процентного регулирования на инфляционные показатели.

"НБУ рассчитывает, что в случае, если режим ИТ будет тормозить рост, девальвация гривни компенсирует этот недостаток, стимулируя экспорт. Но почему-то не учтено, что вместе с тем девальвация будет генерировать инфляционные ожидания, которые вновь придется тушить дальнейшими монетарными ограничениями, - возникает самовоспроизводимая стагнация экономики", - указывает автор.

"Очевиден ряд противоречивых влияний, свидетельствующих о значительном риске образования политикой инфляционного таргетирования своеобразной "депрессивной спирали", которая циклически будет усиливать тормозящее влияние кредитной политики на экономическую динамику да и в дальнейшем исключит НБУ из числа субъектов формирования "экономики роста", - говорится в статье.

Тем не менее, компенсировать риски, по словам Жалило, вполне возможно.

"Вероятный выход состоит в разработке системы структурно-институциональных изменений, которые должны усилить регулирование отечественной экономики денежно-кредитными средствами и обеспечить совместимость этих средств с целями экономического роста. Для этого Национальный банк и правительство должны были бы тесно посотрудничать, координируя свои действия (что и предусмотрено "Основними засадами")", - подчеркивает экономист.

По его мнению, НБУ и правительство должны работать на четырех основных направлениях:

Первое - формирование средств влияния на направление кредитных ресурсов коммерческих банков инструментами банковского регулирования, что позволит стимулировать кридетование инвестиционных и инновационных проектов.

"Такими инструментами могли бы быть дифференцированные механизмы рефинансирования коммерческих банков, определение их базы налогообложения налогом на прибыль в зависимости от структуры кредитного портфеля, предоставление госгарантий и страхования для инвестиционных кредитов этих банков, программы долгосрочного кредитования индивидуальных инвестиций, в том числе в повышение энергетической эффективности жилья, образование, жилищное строительство и т.п", - отмечает специалист

Второе - выделение специализированных банков, кредиты которых имеют определенную целевую направленность с применением к ним дифференцированных регуляторных требований.

"В сотрудничестве Минфина и Нацбанка пора наконец образовать финансовые институты, сочетающие свойства банков и государственных корпораций развития, - Государственный банк развития и Государственный фонд регионального развития", - указывает Жалило.

Третье - координация усилий антиинфляционной политики и курсовой стабилизации между НБУ и правительством. На правительство должно быть возложено содействие развитию ряда составляющих, которые будут играть антиинфляционную роль.

Четвертое – координация с правительством регуляторных требований относительно деятельности государственных банков с усилением их стратегических функций.

"Привлечение госбанков к финансированию первоочередных целей развития не только не усилит риски для их капиталов, но и повысит прибыльность в средне- и долгосрочной перспективе, что важно, в частности, для Приватбанка, в отношении которого правительством объявлена цель оздоровления для будущей приватизации", - подчеркивает Жалило.

По словам автора, указанные шаги не противоречат конституционно определенной миссии НБУ по поддержке стабильности гривни, однако позволяет осовременить само понятие стабильности национальной валюты.

"Ведь в современном мире стабильность общественного развития уже не одно десятилетие рассматривается прежде всего как устойчивое развитие, при котором текущие цели достигаются таким образом, чтобы не ставить под угрозу цели последующих поколений", - заключил он.

Подробнее о возможных негативных последствиях реализации Нацбанком политики инфляционного таргетирования и способах их предотвращения читайте в статье Ярослава Жалило "Нацбанк и экономический рост: кто кого?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".