UA / RU
Поддержать ZN.ua

Налоговые риски: аналитический инструмент, PR или способ избежать ответственности?

Автор: Евгений Курилов

Продолжается 15-й из 24 месяцев, отведенных Кабмином на реализацию экспериментального проекта по функционированию системы управления налоговыми рисками (комплаенс-рисками) в Государственной налоговой службе (далее — СУНР, Система, Эксперимент). При этом постановление КМУ от 25.07.24 № 854 приняли еще и для выполнения Национальной стратегии доходов Украины до 2030 года (НСДУ).

Заметим, что эта попытка ГНС внедрить системный и автоматизированный подход к работе с налоговыми рисками не первая, она продолжается с 2020 года и является безальтернативным этапом в деятельности налогового органа.

Цель управления налоговым комплаенсом — управление рисками по четырем ключевым обязательствам налогоплательщиков по регистрации (взятии на учет), своевременной отчетности, подаче правильных показателей отчетности и своевременной уплате налоговых обязательств.

Читайте также: Правительство усовершенствовало обмен информацией между налоговой и местными властями

НСДУ ожидает, что внедрение Системы позволит:

Полная непрозрачность

Надо сказать, что ГНС уже приняла ряд приказов, касающихся Системы, но их не обнародовала. Фактически ничего неизвестно и о содержании ежегодного оперативного плана ГНС на 2025 год по улучшению соблюдения налогового законодательства, секторальных, отраслевых и других планов мероприятий, предусмотренных Экспериментом. Так что СУНР остается для налогоплательщиков черным ящиком и страшилкой.

Понимаем, что не все аспекты функционирования Системы можно обнародовать, но полная непрозрачность внедрения, функционирования и эксплуатации Системы недопустима. Она не позволяет даже косвенно оценить положения нормативно-правовых актов, регулирующих Систему, в том числе по их соответствию существующим положениям Налогового кодекса Украины.

Читайте также: Сегодняшние схемы избежания налогообложения: что не так с налогами в Украине

Существует вероятность, что отдельные положения этих нормативно-правовых актов необоснованно расширяют существующие положения налогового законодательства. Кроме того, непрозрачность внедрения Системы свидетельствует, что ГНС на практике продолжает сосредоточиваться на фискально-карательных методах, а также вызывает сомнения в эффективности ее внедрения. Также непрозрачность может указывать на попытки фискалов избежать в будущем прямой ответственности за отбор Системой налогоплательщиков для проверок.

Но ни одно из ожиданий НСДУ, приведенных выше, пока не оправдалось.

Бессодержательные эпизодические сообщения ГНС о внедрении Системы на протяжении 2024 года не являются примером эффективной коммуникации и не дают налогоплательщикам понимания того, каким именно образом им нужно привести свою деятельность согласно полному соблюдению требований налогового законодательства, с точки зрения налоговиков. Пока коммуникация ГНС по внедрению Системы выглядит как примитивная PR-акция.

Система не является изолированной

Система не является изолированной информационно-аналитической системой. В дальнейшем она должна использовать все большие по объемам и разнообразию сведения других министерств и ведомств, а также иностранных компетентных органов.

Читайте также: Бизнес исправился: разительно сократилось количество заблокированных накладных и рисковых компаний

Пример: в марте этого года ГНС, Госфинмониторинг и БЭБ сообщили об активизации борьбы с финансовыми преступлениями, уклонением от уплаты налогов, отмыванием денег и финансированием терроризма и подписали трехсторонний Меморандум о сотрудничестве. Сотрудничество будет проходить в вопросах обмена информацией; создания рабочих групп для подготовки и проведения совместных мероприятий; обмена опытом и предоставления разъяснений, касающихся сфер деятельности.

В мае эти же ведомства сообщили уже о создании совместного Координационного центра противодействия налоговым махинациям с перспективой привлечения Гостаможслужбы.

О (не)эффективности Системы

После истечения половины срока, отведенного на Эксперимент, налогоплательщики так и не поняли, что именно их ожидает на практике от внедрения Системы.

Отсутствие надлежащей коммуникации со стороны ГНС и информации о реальных достижениях косвенно свидетельствует, что сейчас результаты внедрения Системы, скорее всего, незначительны.

Читайте также: Уплата налога на доходы физлиц превысила прошлогодний уровень на 20% — ГНС

Используем опосредствованное оценивание такой эффективности.

По информации, опубликованной 11 июля 2025 года и.о. главы ГНС Лесей Карнаух, на протяжении первого полугодия 2025-го по результатам сотрудничества ГНС с правоохранителями по противодействию уклонению от уплаты налогов и отмыванию средств государству возмещено более 156 млн грн убытков и зарегистрировано 29 уголовных производств.

При этом глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев неоднократно сообщал, что теневой сектор украинской экономики составляет 800–900 млрд грн в год, 30–50% экономики находится в «тени». Он подчеркивал, что ежегодные потери только в отраслях производства и оборота подакцизной продукции, бытовой техники, игорного бизнеса достигают десятков миллиардов гривен, и даже приводил схемы.

Сопоставление показателей возмещенных убытков и зарегистрированных уголовных производств с приведенным общим объемом теневого сектора отечественной экономики, хоть и косвенно, но однозначно ставит под большой вопрос эффективность, в частности, аналитической работы и налоговиков, и правоохранительных органов, в том числе по реальному выявлению, предотвращению и устранению налоговых рисков, которые известны годами. Год проведения Эксперимента никоим образом не указывает на то, что внедрение Системы оказало хоть какое-то влияние на эту негативную тенденцию.

Читайте также: Проверки налоговой: в ГНС похвастались миллиардами гривень доначисленных налогов в 2025 году

Тривиальный вывод, но для минимизации и/или предотвращения давно известных схем уклонения от уплаты налогов, устранения основных игроков по этим схемам в первую очередь необходима политическая воля власти в целом и руководства ГНС, в частности. Система тоже нужна, но без первого она продолжит оставаться инструментом имитации деятельности и примитивного PR, преимущественно рассчитанного на внешних доноров.

Также обращаю внимание, что, утверждая о необходимости цифровизации всех процессов налогового администрирования и контроля, в том числе активного использования аналитических ІТ-решений, и устранения влияния человеческого фактора с помощью максимальной автоматизации всех процессов, руководство ГНС вместе с тем внедряет сеть консультационных центров по вопросам остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректирования в Едином реестре и соответствия плательщика критериям рисковости (к функционированию которой привлечены сотни налоговиков) и сеть офисов налоговых консультантов (к функционированию которой планируется привлечь полторы тысячи налоговиков). Где здесь рискоориентированность, цифровизация обработки налоговых рисков и устранение человеческого фактора?