Из южных регионов Украины поступают сообщения о возобновлении контрабанды топлива - трейдеры указывают на появление большого числа недорогих предложений за наличные и возросший трафик барж в акваториях периферийных портов.
Об этом говорится в статье директора ООО "Консалтинговая группа А-95" Сергея Куюна и обозревателя интернет-портала OilNews Евгения Мочалова для ZN.UA.
По их словам, ситуация в точности повторяет события прошлого года, а сегодня имеет и благодатную почву в виде попыток ухода от налогообложения в связи с введением электронных акцизных накладных.
"С февраля текущего года количество сообщений о контрабанде топлива через широко известные в узких кругах порты Херсонской, Николаевской и Одесской областей достигло прошлогодних масштабов. Активизация нелегалов в разгар сезонного спроса также происходила старым дедовским способом - под покровом ночи с небольших барж погрузка шла прямо в бензовозы. В свою очередь, баржи возят продукт с так называемого накопителя - танкера, который отстаивается в нейтральных водах и не проходит процедуру таможенного оформления", - говорится в статье.
По мнению Куюна и Мочалова, не исключено, что новый виток безналоговых поставок связан с ожидаемыми переменами в руководстве фискальной службы.
"Основной сигнал тревоги - появление на рынке предложений топлива по неадекватно низким ценам. Например, в марте-апреле в южных областях зафиксированы цены на автомобильные партии дизельного топлива на уровне 12,20 грн/л, что является минимумом в национальном масштабе. При этом в обычных условиях "южные" цены всегда максимальные по стране, что обусловлено затратной логистикой и высокими котировками в Средиземноморье, на которые ориентируются легальные поставщики", - говорится в статье.
По словам авторов статьи, исходя из таможенных цен на дизтопливо в марте-апреле и неизбежных расходов на перевалку, хранение и отгрузку ресурса, стоимость дизтоплива с минимальной наценкой трейдера должна составлять не менее 13,5 грн/л, тогда как по факту юг наводнен предложениями по 12,20–12,50 грн/л. При этом средняя по стране цена равнялась 14,10–14,15 грн/л.
"Еще одна отличительная черта этой весны - появление новых "звезд". Если в прошлом году все узнали о существовании портов и перевалки нефтепродуктов в Скадовске и Очакове, то в этом году новое открытие - Голая Пристань (Херсонская область). Именно отсюда начали предлагать дизтопливо по минимальным в стране ценам. Еще один адрес деловой "удачи" - Новая Каховка, что в той же Херсонской области. Отсюда 22 апреля поступили предложения бензина А-95 (якобы греческого происхождения) по 0,65 долл./л", - говорится в статье.
Авторы отмечают, что предложение в валютном эквиваленте, а также продажа оптовых партий за наличные - абсолютно новые и несвойственные рынку реалии, указывающие на сомнительное происхождение топлива.
"Введение с 1 марта в тестовом, а с 1 апреля в постоянном режиме электронных акцизных накладных, призванных затруднить, а в идеале сделать невозможной торговлю контрабандой и фальсификатом, дало первые результаты. Хотя и не совсем те, какие хотелось бы. Можно констатировать активное превращение "серого" сегмента рынка в "черный". Проще говоря, если раньше фальсификат торговался зачастую открыто и проходил по бухгалтерским документам, появляясь из ниоткуда, то сейчас силу набирает торговля на наличные. Массовым явлением стала торговля документами прихода", - говорится в статье.
Напомним, Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужба) оштрафовала ряд сетевых автозаправочныхстанций (АЗС) на 245,9 тыс. грн из-за несоответствия качества реализуемых нефтепродуктов требованиям законодательства.
Подробнее о рынке контрабанды топлива читайте в статье Сергея Куюна и Евгения Мочалова "SOS с юга" в свежем віпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".