UA / RU
Поддержать ZN.ua

На восстановление инфраструктуры освобожденной части Донбасса нужно более $ 1 млрд

Это предварительная оценка, сумма может существенно вырасти.

Украине придется потратить десятки миллиардов гривен на восстановление Донбасса

Украине придется потратить десятки миллиардов гривен на восстановление Донбасса

По предварительным подсчетам, только на первый этап восстановления освобожденных территорий Донбасса может понадобиться 1 млрд. 152 млн. 800 тыс. долл. Из этой суммы львиная доля – более 1 млрд – приходится на нужды разрушенной или поврежденной инфраструктуры и социальные услуги.

Такие подсчеты содержатся в Оценке путей восстановления и развития мира в Украине (ОВРМ), которая проводилась в ноябре-декабре 2014 г. совместными усилиями Европейского Союза, Организации Объединенных Наций и Всемирного банка под руководством и при участии правительства Украины. Документ, который ранее нигде не публиковался, оказался в распоряжении ZN.UA.

Как уточняют авторы документа, цифра в 1 млрд. 152 млн. 800 тыс. долл. может существенно возрасти. Потому что для тщательного определения стоимости нужны масштабные консультации на уровне территориальных общин, проведение которых было невозможно из-за строгих временных ограничений сроков предварительной оценки.

Кроме того, оценка проводилась в декабре, а в январе-феврале с новой силой возобновились боевые действия, которые стали причиной масштабных разрушений в Дебальцево, Артемовске, Чернухино, Логвиново и других населенных пунктах. Почти все они сегодня заняты сепаратистами, но согласно Минску-2, должны оказаться по украинскую сторону.

Читайте также: "Газпром" решил поставлять газ специально для Донбасса, но за деньги Украины

Также в так называемой "Черной книге Кремля", которую на днях презентовал Кабмин, есть цифры, характеризующие финансово-экономические и инфраструктурные потери, которые понесла Украина в 2014 году в результате аннексии Крыма и оккупации части территорий Донецкой и Луганской областей:

- уничтожено 20% нынешнего экономического потенциала;

- миллион гривен ежедневно - на проведение АТО;

- на 23 млрд. грн уменьшились поступления в сводный бюджет (из них 13,2 млрд не додали Донецкая и Луганская области);

- упали объемы промышленного производства (Донецкая область - 31,5%, Луганская - 42%);

- остановили работу (в том числе и по причине разрушений и повреждений) Алчевский меткомбинат, Донецкий металлопрокатный завод, Донецкий электрометаллургический завод, Стахановский ферросплавный. Практически не работает "Азовмаш". Стоят коксохимы в Горловке, Авдеевке, Ясиноватой. Прекратили работу большинство предприятий машиностроительной и химической отрасли, в том числе и горловский "Стирол".

Стоит уточнить, что в случае с экономикой и ВВП правительство говорит об общих для страны потерях, которые мы понесли вследствие фактической потери оккупированных территорий Крыма, Донецкой и Луганской областей. И здесь, опираясь на информацию о неработающих промышленных предприятиях на оккупированных территориях, поврежденных в ходе боевых действий, можно частично представить масштаб ущерба.

Что касается инфраструктурных разрушений, то речь, конечно, о пострадавших освобожденных территориях, подконтрольных Украине. Так, по данным Кабмина:

- в Луганской области по состоянию на конец декабря разрушено и повреждено 489 жилых домов всех форм собственности. Повреждено 239 распределительных газопроводов. Без газоснабжения остаются 9360 абонентов;

- в Донецкой области по состоянию на 3 февраля 2015 г. разрушено и повреждено 9215 жилых домов всех форм собственности (12% жилого фонда). Общая сумма убытков от разрушений объектов жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры составляет 1250,765 млн. грн. Общая сумма убытков от разрушений объектов электро- и газоснабжения составляет 526 млн. грн.

Немаловажным моментом в финансовой истории последствий войны следует считать и проблему так называемых временно перемещенных лиц. По данным Кабмина, на 2 февраля на учете состоит 978 482 переселенца, временно выехавших с оккупированных территорий. На сегодня общая сумма средств, перечисленных для страховых выплат и оплаты медико-социальных услуг, составляет 416,6 млн грн. За октябрь 2014 - январь 2015 г. профинансированы выплаты ежемесячной адресной помощи семьям в размере 528,4 млн грн.

Министр финансов, в свою очередь в комментарии ZN.UA, уточняет, что "на обеспечение потребностей временно перемещенных лиц, согласно госбюджету в 2015 году предусмотрено 510 млн. грн (главный распорядитель средств - министерство социальной политики). В частности, в январе 2015 года на указанные цели из госбюджета направлено 170 млн. грн, а в феврале планируется выделить 340 млн. грн".

Кроме того, министр сообщила, что проектом закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О государственном бюджете на 2015 год" предусмотрено увеличить общий объем расходов по указанной бюджетной программе на 2,85 млрд. грн и определить в сумме 3,36 млрд. грн. Что возможно, и могло бы дать надежду на более качественную и своевременную помощь государства переселенцам. Однако с учетом продолжения боевых действий и усиливающего потока людей, покидающих зону АТО, подобный прогноз будет преждевременным.

Подробнее читайте в статье Инны Ведерниковой "Содержание "ДНР" и "ЛНР": цена вопроса" в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".