В 2012 году общий объем доходов местных бюджетов достиг 225,3 млрд грн. При этом поступления бюджетов развития, за счет которых финансируются в том числе капитальные вложения, составили лишь 7 млрд грн, или 3,1%, пишет в своей статье для ZN.UA экономический обозреватель Юрий Сколотяный.
В перерасчете на одного жителя получается всего около 150 грн. Для сравнения: в соседней Польше этот показатель выше в 37 раз, в Литве - в 30 раз.
Наиболее весомыми источниками бюджетов развития (без учета трансфертов и средств, передающихся из другой части бюджета) в Украине в прошлом году стали единый налог (4,8 млрд грн, или около 68,6% от общей суммы), поступления от продажи земли (987 млн, 14,1%), отчуждения имущества (753 млн, 10,7%) и паевого участия (474 млн, 6,8%).
В распоряжении ZN.UA оказались данные о доходах бюджетов развития украинских областных центров (без учета трансфертов из госбюджета). Информация собрана на основании решений городских советов, обнародованных официально. Обращает на себя внимание следующий факт: при сравнении показателей в перерасчете на душу населения первое место занимает не столица (где стоимость земли и недвижимости, как и количество предпринимателей явно выше, чем в регионах) и даже не "продвинутые" Харьков и Одесса, а Черкассы.
В показателях 2012 года поступления бюджета развития в перерасчете на каждого жителя Черкасс составили 686 грн, тогда как в Одессе - 546, Киеве - 529, Харькове - 420 грн. Любопытно, что самым низким этот показатель оказался в Донецке - всего 79 грн на каждого горожанина. (Впрочем, фактические расходы бюджета развития в столице Донбасса благодаря трансфертам из центрального госбюджета, а также произведенным в конце года уточнениям и перебрасываниям из общего фонда составили в прошлом году 635 грн).
Эксперт Ассоциации городов Украины (АГУ) по вопросам бюджетной политики Александр Слобожан в комментарии ZN.UA отметил, что объем бюджета развития местного бюджета является одним из показателей для оценки качества жизни в территориальных общинах.
"Ведь расходы бюджета развития направляются не на проедание, а на расширенное воспроизводство, выполнение инвестиционных программ (проектов), строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов социально-культурной сферы и ЖКХ, развитие дорожного хозяйства и т.д.", - заявил эксперт.
"Львиную долю поступлений бюджета развития на сегодняшний день составляют средства от уплаты единого налога (4,8 млрд грн за 2012 г.). Значит, если в населенном пункте созданы комфортные условия для субъектов хозяйствования, находящихся на так называемой упрощенной системе налогообложения, то соответствующий местный бюджет получает больше средств именно на расширенное воспроизводство. От этого выигрывают все члены территориальной общины", - добавил Александр Слобожан.
Подробности читайте в свежем номере "Зеркала недели. Украина" в статье Юрия Сколотяного "Местные бюджеты: профанация развития". !zn
Читайте также:
Киеву в этом году не хватит 2 млрд грн для бездефицитного бюджета
Налоговая система в Украине продолжает ухудшаться
У банков появится новая категория заемщиков - министерства, обладминистрации и города