UA / RU
Поддержать ZN.ua

Минфин пытается обязать медучреждения держать средства на казначейских счетах

Сейчас больница может отправить платеж нажатием кнопки на телефоне. В казначейской системе деньги «ходят» три дня.

Уже во второй раз Минфин пытается провести разработанное им постановление Кабмина, которое обяжет все медучреждения, получающие финансирование от НСЗУ, держать эти средства не в государственных банках, а на казначейских счетах. Введя контроль над медучреждениями, в результате медреформы получившими пусть бедную и относительную, но независимость, Минфин, по мнению экспертов, наполнит казначейства и попытается прикрыть «дыру» в госбюджете-2021. Главврачи же медучреждений в соцсетях в один голос кричат, что «принятие этого постановления во время борьбы с пандемией COVID-19 приведет к полному провалу системы здравоохранения с очень печальными последствиями». Ведь сейчас платеж больница может отправить одним нажатием клавиши, что облегчает работу с поставщиками. В системе же казначейства деньги «ходят» по несколько дней.

«Если это случится, это приведет к коллапсу системы, -- пишет в соцсетях главврач из Тернополя Оксана Луцкая. – Особенно в нынешнее время, когда нужно принимать быстрые решения. Не будет поставщик в условиях дефицита ждать, пока ты через неделю заплатишь. А нет пробирок для ПЦР – нет ПЦР. Кто виноват? Невестка».

«Схематоз? Одним росчерком пера мы, как КНП, начинаем работать в Бюджетном кодексе. Один вопрос – зачем тогда нужна была автономизация?», -- спрашивает главврач из Одессы Сергей Горищак.

«Удивляет, что Минфин озаботился только медицинскими учреждениями. Есть же и строительные коммунальные предприятия, -- комментирует экс-гендиректор директората медицинских услуг Минздрава Оксана Сухорукова. – Это грубое вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий (20% из них, к слову, -- частные), которым навязывается обслуживание в финансовом учреждении казначейства, не являющимся клиентоориентированным и к тому же собирающем квалификационные электронные подписи, которое самое же выдает, причем за немалые деньги. И это при том, что 85% счетов медучреждений открыты в трех государственных банках.

Сейчас больница может отправить платеж нажатием кнопки на телефоне. В казначейской системе деньги «ходят» три дня. Мало того, что в условиях пандемии медучреждениям создают искусственные сложности с элементарным хождением платежей, так это еще и является нарушением Хозяйственного кодекса и вмешательством в работу учреждения.

На мой взгляд, цели две: пополнить оборотные средства казначейства и показать людям, что деньги на остатках в казначействе есть. Хотя деньги эти – не бюджетные. Далее, понимая, что в бюджете – дыра, мы можем спрогнозировать развитие событий. Например, так как казначейство – это даже не государственный банк, а система государственных денег, то возможен вариант, когда бюджетникам нечем будет платить, то медучреждениям скажут, что все выплаты, кроме защищенных статей (а это – зарплата), заблокированы. И тогда получится, что снова пострадают пациенты, которым скажут: лекарств нет, ничего нет, смогли выплатить только зарплаты. Советник главы счетной палаты Виктор Мазярчук утверждает, что такой риск минимален, и тем самым подтверждает, что он существует. Может быть другая история, говорит он, что казначейство не пропустит документы, если они некорректные или платежка не отвечают нормам бюджетного кодекса. Но они и не должны отвечать этим нормам, поскольку для КНП эти средства не являются бюджетными.

Минздрав работает в рамках бюджетного кодекса. И если ему, к примеру, нужно купить услугу на заправку принтера, а статьи на это у него нет, то это – целая процедура. Надо или вносить изменения в Закон о Госбюджете, или достаточно только поменять паспорт бюджетной программы, или же нужно сделать распоряжение Кабмина, чтобы с одной программы перекинуть средства на другую. Но самостоятельно Минздрав это сделать не может.

Если статья на заправку принтера есть, то Минздрав может провести конкурс по сокращенной процедуре, и заплатить деньги, которые на это предназначены, компании с наилучшим результатом. Это – плата за услугу. Имеет ли при этом Минздрав право требовать у этой компании отчет о начислении зарплат сотрудникам, их размерах и т.д.?

В данном случае НСЗУ точно так же платит медучреждениям за услугу, но по цене, которую определяет Минздрав. То есть КНП – это обычное предприятие, собственником которого является территориальная громада. Во всем остальном – это обычное предприятие, которое ведет хозяйственную деятельность. Оно не действует в рамках бюджетного кодекса. И если этого не понимает советник главы казначейства, то именно такие указания и будут даваться – проверять, отвечает ли бюджетному кодексу тот или иной платеж медучреждения. То есть мы уже сейчас видим, что казначейство готово проверять платежи. И это очень опасная ситуация. Потому что это противоречит Хозяйственному кодексу, которым в своей работе руководствуются КНП. Кроме того, согласно инструкции Нацбанка, КНП имеют право открывать счета в любых банках на свой выбор. Подобное постановление – это посягательство на независимость медучреждений. Это первая ситуация.

А вторая – непонятно что произойдет с аптеками. У юристов уже есть разночтения. Одни говорят, что аптеки в это постановление входят, другие – что нет. То есть трактовать можно по-разному. И если аптеки все-таки входят, то программа «Доступні ліки» закрывается. 80% аптек – частные. И программа им нужна только, чтобы пополнить оборотные средства свои, а не казначейства.

Это постановление Минфин продвигает уже месяц. Вопрос в том, вступится ли Минздрав за пациента и за систему здравоохранения».