Почти половина налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который поступает в местные бюджеты от зарплат военнослужащих, вопреки отсутствию законодательного разрешения, была перечислена на безопасность и оборону страны, пишут в своем материале «Военный НДФЛ: «Хіба ревуть воли, як ясла повні?» советник председателя Ассоциации городов Украины по муниципальным вопросам, народный депутат Оксана Продан и исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.
В частности, суммарно расходы из бюджетов громад, связанные с безопасностью и обороной, составляют 52,28 млрд грн. И речь идет только о прямых перечислениях из местных бюджетов, без найденных благотворительных, спонсорских и донорских средств на топливо, дрова, запчасти и дроны.
Авторы отвергают аргументы тех, кто требует забрать военный НДФЛ у местных громад, которые будто бы не помогают или недостаточно помогают Вооруженным силам Украины.
Они отмечают, что использование 64% НДФЛ местных громад значительно проще проследить, чем 36% налога, поступающих в государственный бюджет.
«Средства сел, поселков и городов значительно более открыты для контроля как граждан, так и контролирующих подразделений, а значит, менее коррупционны. Когда на оборону Украина может давать только средства по своим налогам, а их только 31 копейка с гривны, то направлять ресурсы необходимо через те органы, где наибольшие прозрачность и отчетность, а это органы местного самоуправления», - говорится в статье.
В частности, за эти деньги местные бюджеты покрывают расходы, которые не обнародуют, но осуществляют, как лечение раненых, особенно в прифронтовых громадах, текущая помощь военнослужащим, которые переезжают или расквартированы в громадах, реабилитация ветеранов и их социализация и возвращение к жизни, а также покрытие льгот для семей военных.
«К примеру, постановлением от 01.06.2023 года №547 правительство установило бесплатное питание 1 миллиона 640 тысяч детей, пострадавших в результате военных действий, но привычно не выделило на это 28,7 млрд грн, которые будут обеспечены из местных бюджетов в течение двух лет. Перестанут ли громады делать все это без военного НДФЛ? Конечно, нет! Будет ли это делать государство, забрав от людей их налог? К сожалению, нет», – указывают аналитики.
В свою очередь расходы местных громад находятся постоянным контролем ряда государственных органов и проходят постоянный контроль казначейства еще до оплаты, что обеспечивает их более прозрачное использование.
Авторы материала призывают парламент принять законопроекты, которые легализуют расходы муниципалитетов на оборону и позволят им без уголовной ответственности помогать военным.
Детальнее о том, сколько громад уже вложили в оборону страны и почему необходимо легализовать их помощь армии читайте в материале.