Ликвидация розничного акциза в конце 2016 года ощутимо ударила по нелегальным торговцам сжиженного газа, однако не лишила нелегальную торговлю смысла, пишет в своей статье для ZN.UA заместитель директора "Консалтинговой группы А-95" Артем Куюн.
Автор, указывает, что сильнее всего "акцизная" реформа ударила по крупным сетям, многие из которых не брезговали торговлей без уплаты акциза. Их важное преимущество перед легальными реализаторами топлива теперь нивелировано.
Как отмечает Куюн, ценовой разрыв между нелегальными газовыми модулями и крупными сетевиками начал сокращаться.
"В 2015 г. средняя по году разница составляла около 80 коп./л, а после роста акциза в 2016 г. эта разница увеличилась до 1 грн. Работая в январе 2017 г. на старых безакцизных запасах и новостях с таможни, где СБУ боролась с импортерами газа, нелегалам удалось оторваться на 1,50 грн/л. Однако уже к концу марта, когда ситуация стабилизировалась, запасы обновились, и разница сократилась до 44 коп./л", - отмечает он.
Тем не менее, у подобного "бизнеса" есть запас прочности. Эксперт, ссылаясь на мнение участников рынка, отмечает, что крупнейшая статья доходов нелегалов – это заработок на продаже за наличные деньги.
"Продолжая торговать без выдачи кассовых чеков, заправки генерируют мощный поток "кеша", который продается конвертационным центрам. Последние возвращают на счета торговцев безналичные гривни, за которые впоследствии будет приобретен газ в опте.Сегодня без особого труда можно найти места сбыта наличных за 5%, что в существующих ценах на газ составляет 53 коп./л. При этом, говорят инсайдеры в отрасли, налаженные каналы поступления могут обеспечить до 8% доходности, что увеличивает "премию" АГЗП до 85 коп./л", - говорится в статье.
Нелегальные реализаторы также имеют возможность экономить за счет сокращения налоговых издержек, связанных с официальным обустройством бизнеса (в первую очередь – связанных с налогообложением зарплат).
"По словам представителей легального бизнеса, эти расходы составляют для средней станции (2–3 тыс. л в сутки) 70–80 коп. на литр, в то время как нелегалам на эти цели достаточно 30–40 коп. Еще 5–10 коп. можно выиграть за счет неуплаты различных налогов, отсутствия подготовки у персонала и т.д", - указывает Куюн.
Еще одно преимущество нелегалов заключается в дешевизне обустройства их торговых точек. Если легальные операторы оценивают возведение газового модуля в Киеве в 150-200 тысяч долларов (не считая временных затрат), то нелегальные могут обойтись покупкой оборудования, стоимость которого стартует от 5 тысяч долларов. Еще 10-15 тысяч долларов потребуется на оформление документов.
В конечном итоге, нелегальные газовики используют и традиционный метод заработка – недоливы. По разным оценкам, средний недолив в подобных АГЗП по стране составляет 5-10% от проданного.
"Подсчет суммарного преимущества нелегалов над легальными операторами показывает, в худшем случае, 1,8 грн на литре. Если "подзаборник" использует все плюсы своего нелегального положения по максимуму, то можно рассчитывать на 3+ грн отрыва в себестоимости от "белых" заправок. Безусловно, 0,042 евро (сумма сбора розничного акциза с литра – ред.) в структуре нелегального дохода сделали бы этот бизнес еще более привлекательным, однако и без него он хорошо зарабатывает", - заключает эксперт.
Напомним, так называемый розничный акциз на топливо, ставший причиной резкого ухода рынка нефтепродуктов "в тень", был ликвидирован в рамках процесса утверждения Госбюджета на 2017 год. Отмена акциза ликвидировала рыночное преимущество нелегальных реализаторов, с легкостью уклонявшихся от его уплаты.
Подробнее о ситуации на топливном рынке и перспективах нелегальных АГЗП читайте в статье Артема Куюна "Затаившийся дракон" в еженедельгнике "Зеркало недели. Украина".