Отечественные чиновники приняли политическое решение о конфискации всех активов, принадлежащих двум северным соседям – России и Беларуси. Однако механизм продажи этих активов сделали не просто непрозрачным, но фактически создающим условия для их реализации по нерыночным заниженным ценам, утверждает председатель правления StateWatch Александр Леменов в своей статье для ZN.UA - «Продажа российского аммиака как зеркало конфискации на войне».
Эксперт приводит несколько ключевых проблем, о которых чиновники предпочитают не рассказывать.
Во-первых, закрытость реестра арестованных активов, находящегося в ведении профильного органа — Национального агентства по выявлению, розыску и управлению активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА).
Во-вторых, отобранные в начале года товарные биржи, через которые реализуется имущество, не меняются в течение года, а значит, круг, посвященных в информацию о продаже, ограниченный, что впоследствии конвертируется в снижение поступлений на депозитный счет, открытый АРМА.
Это, в свою очередь, уменьшает объем средств, которые впоследствии могут оказаться в госбюджете.
В-третьих, имея информацию о соответствующей продаже актива, отдельные «знающие» бизнес-структуры могут заработать.
Реестр арестованных активов, администрируемый АРМА, закрыли еще в начале полномасштабной войны правительственным постановлением. Впоследствии это решение было подкреплено письмом от Службы безопасности Украины.
Поэтому никто из потенциальных участников рынка не может узнать, что именно и когда потенциально могут продавать. Более того, непонятно даже, где именно такие активы будут реализованы.
Однако, имея доступ к инсайдерской информации о дате и товарной бирже, можно легко заходить на любые торги, а затем при низкой конкуренции покупать актив по дешевке.
Для того чтобы открыть реестр арестованного имущества - нет никакой преграды. Содержащаяся в нем информация для стороны агрессора вообще не новость, если они действительно являются реальными владельцами.
А вот его закрытость для бизнес-структур и общественности, наоборот, делает процесс продажи непрозрачным и неподотчетным.
Напомним, как известно, принятый закон вводит новый вид санкций: взыскание (конфискацию) в доход государства активов, принадлежащих физическим или юридическим лицам, а также активов, которыми они могут прямо или косвенно распоряжаться.
Под конфискацией понимается полное лишение прав на имущество, а не ограничение права распоряжаться им, как предполагают классические санкционные инструменты. Такая мера будет применяться только в период действия военного положения и касается только тех лиц, к которым были предварительно применены санкции в виде блокирования активов.
Предполагается, что конфискованные активы будут использоваться для усиления обороноспособности и восстановления Украины.