После тенденции 2020-го к укрупнению дорожно-строительного рынка компании получили возможность объединяться в консорциумы, чтобы претендовать на крупные тендеры. Это стало возможным после вступления в силу изменений в Закон «О публичных закупках» от 19 апреля 2020 года.
Артем Гриненко, генеральный директор Всеукраинского дорожного Консорциума, рассказал в интервью UBR об особенностях работы на дорожном рынке Украины и участии в тендерных закупках.
«На старте в Консорциум вошли 8 ведущих дорожных компаний, которые стремятся строить украинские дороги, имеют для этого положительный опыт и материальную базу. Сегодня их уже 11», - пояснил Артем Гриненко.
Совокупно мощности Консорциума составляют 1520 единиц техники, 20 асфальтобетонных заводов, 1806 штатных работников. За последние три года сумма выполненных контрактов составила 10,5 млрд грн. Расположением асфальто-бетонных заводов ВДК охватывает 15 областей Украины. Фактически, консорциум дает возможность подавать совокупные мощности во время участия в тендерах в одном юридическом лице.
«Сейчас мы подали заявки более чем на 50 тендеров в 12 областях Украины на общую сумму 15 млрд грн. И Консорциум полностью соответствует по всем требованиям этим закупкам. Наша внутренняя политика - не участвовать в тендерах, условия которых не сможем выполнить», - добавил гендиректор ВДК.
Но, несмотря на законные основания, такая форма хозяйствования как Консорциум, не стремится приживаться в украинской дорожно-строительной отрасли. По словам Артема Гриненко, ВДК сталкивается со случаями, когда тендер подготовлен под конкретные компании, а в документации фигурируют нереалистичные требования. Например, заказчик прописывает в требованиях кран, который должен передвигаться исключительно на гусеничном ходу, или гарантию от конкретного банка, или краску для разметки от конкретного производителя.
«Это искусственные преграды, которые приводят к торможению закупок. Главное - это релевантный опыт выполнения работ. И по этому критерию мы отвечаем большинству крупных тендеров», - подвел итог Артем Гриненко.
Сейчас из 46 жалоб, которые ВДК подали на рассмотрение, АМКУ удовлетворил 41 и это является подтверждением того, что есть место дискриминации в закупках, а Консорциум только защищает свои права.
«Пока заказчики будут нарушать условия и затачивать тендеры под конкретные компании, мы будем действовать в рамках закона и оспаривать их действия», - отметил гендиректор ВДК.