В 2014 году в Кабинете министров прогнозируют ежегодный рост ВВП на 3% и налоговых поступлений на уровне 42%. Доходы казны рассчитаны при условии принятия закона о контроле над трансфертным ценообразованием, налога на богатство и прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Эксперты уверены, что такие ожидания не имеют ничего общего с реальностью.
Показатели госбюджета 2015 года будут формироваться при условиях увеличения номинального ВВП по сравнению с 2014 годом на более чем 156 млрд грн, до 1,851 трлн грн, пишет "Коммерсант-Украина".
Минфин как разработчик "…Прогнозов госбюджета на 2014-2015 годы" отмечает, что прогноз ориентирован на дальнейшее реформирование системы государственных финансов и реализацию эффективной бюджетной политики.
В 2015 году темпы роста экономики сохранятся на уровне 3%, как и в 2014-м. Кроме того, сальдо платежного баланса все еще останется отрицательным - ,6 млрд в 2014 году и ,7 млрд в 2015 году, а экспорт увеличится незначительно - на 0,5 процентного пункта, до 9,1%. Прогноз официального обменного курса гривны к доллару, несмотря на требования Министерства юстиции определиться с параметрами в среднем за год и на конец периода, в документе так и не появился.
По оценке директора Института экономика и прогнозирования НАН Украины Валерия Гееца, заложенные в проект документа макроэкономические прогнозы свидетельствуют об ожидании затяжного влияния кризиса. "Прогнозы очень осторожны как на 2014-й, так и на 2015 год. Мировой опыт показывает, что эффективных механизмов борьбы с последствиями кризиса пока нет, а в такой ситуации консервативная бюджетная политика является единственным выходом",- считает он.
Кабмин завышает планы по сбору налогов из-за нереальных макропрогнозов, - экс-вице-премьер
Напомним, что правительственный прогноз незначительно отличается от ожиданий МВФ - в 2014 году рост ВВП будет на уровне 2,8%.Однако в целом до 2018 года средние темпы роста украинской экономики, как ожидают в фонде, составят 3,5%.
Наиболее неожиданными в проекте постановления оказались индикативные прогнозы структуры доходов госбюджета.
Налоговые поступления с учетом перераспределения ВВП через сводный бюджет на уровне не выше 30% уже в следующем году вырастут на 42% по сравнению с нынешними и составят около 428 млрд грн (их доля в госбюджете - 84,3%, номинальные показатели в документе не представлены), в 2015 году - 481 млрд грн при снижении ставок налога на прибыль и НДС со следующего года до 17% и 16% соответственно Минфин закладывает рост поступлений от них на уровне 42% и 31%. Ожидается, что налога на прибыль будет перечислено около 74,2 млрд грн в 2014 году, а еще через год - 74,4 млрд грн, хотя его доля в госбюджете сократится, НДС - 219,6 млрд грн и 254 млрд грн соответственно.
Миндоходов в своих замечаниях к документу отмечает, что доля НДС в доходах бюджета выше, чем в этом году, несмотря на снижение ставки. Хотя динамика поступлений в предыдущие годы свидетельствует о том, что уменьшение ставок не позволяет рассчитывать на быстрый положительный эффект и, наоборот, приводит к сокращению поступлений в первые годы внедрения.
По мнению директора департамента Института бюджета и социально-экономических исследований Артема Рудыка, незначительный рост ВВП не может обеспечить такие поступления, тем более если в правительстве заявляют о снижении давления на бизнес. "Хотя в то же время неоднократно заявляли об отмене налоговых льгот",- добавляет эксперт. Директор центра "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук отмечает, что если инфляция будет больше, чем прогнозируют в Кабмине, то прирост доходов бюджета может составить 10-15%: "Если сейчас посмотреть на структуру доходов, то сбор НДС сокращается, а основой наполнения являются прямые трансферты Нацбанка, административное давление. Такого давления на экономику, которое произошло за последнее время, не было никогда,-говорит он.-Еще большой вопрос, что будет во второй половине года, а 2014 год - вообще загадка".
Согласно документу, бюджетная политика в ближайшие два года будет строиться с учетом внедрения контроля над трансфертными операциями и налога на богатство, а также более прогрессивной шкалы налогообложения доходов физлиц (НДФЛ). Хотя сами прогнозы расчета доходов не учитывают возможных пересмотров ставок НДФЛ, а рассчитаны на нынешние -15% и 17% при доходах, превышающих 10 минимальных зарплат. "Дифференциация налога - это откат в тень. На первом этапе, возможно, и будет незначительное увеличение отчислений, в дальнейшем же чем больше будет нагрузка на фонд оплаты труда, тем чаще будут уходить от полного ее налогообложения",- считает господин Боярчук.
Кроме того, в проекте прописано, что спецрежимы по НДС для аграриев все-таки сохранят свою силу. Минфин при согласовании предложения Минагрополитики о сохранении данной льготы отметил, что до 2018 года не намерен менять нормы Налогового кодекса. В очередной раз в правительстве решили закрепить и необходимость поэтапного приведения тарифов к их фактической стоимости и переходу на децентрализацию местных бюджетов. В документе даже задекларировано, что фонд регионального развития сможет получить не менее 3 млрд грн на реализацию капитальных проектов. Однако в своем экспертном выводе к проекту постановления министр Кабинета министров Елена Лукаш отмечает, что такие объемы противоречат требованиям Бюджетного кодекса, где указывается, что суммы финансирования фонда должны составлять 1% от прогноза доходов госбюджета.
Эксперты уверены, что в целом документ с реальной ситуацией в экономике и бюджетной политике не имеет ничего общего. "Сюда закладывается то, что правительство очень хочет видеть,- иронизирует Артем Рудык.- Но при принятии реального документа, коим является бюджет, такие декларации не играют роли". "30-процентный рост доходов притом, что в стране ничего не происходит,- ни реформ, ни притока инвестиции - это завышенные ожидания",- добавляет господин Боярчук. !zn
Читайте также:
МВФ снизил прогноз по росту экономики Украины до нуля