UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кабмин рискует провалить свою налоговую реформу в Раде

Из-за прописанных в проекте одиозных нововведений, таких как спецсчета по НДС, утвердить правительственный проект изменений в Налоговый кодекс депутаты согласятся, разве что им будут "выкручивать руки" через руководителей фракций.

Депутаты отказываются голосовать за налоговую реформу Кабмина, если там будут спецсчета по НДС

Вопреки закрепленному в коалиционном соглашении отказе от спецсчетов НДС, Минфин и ГФС уже в третий раз пытаются прописать эту норму в правительственных изменениях в Налоговый кодекс, хотя ее уже дважды отклонил профильный Комитет Рады.

"То, что делает налоговая и Министерство финансов, пахнет очень серьезной авантюрой, которая в нынешнее военное время недопустима, поскольку может стать вредоносной для украинской экономики в нынешних условиях" - заявил в комментарии ZN.UA член Комитета по налоговой и таможенной политике народный депутат от "Народного фронта" Александр Кирш.

В первую очередь это касается введения спецсчетов по НДС, отмечает он.

Если будет реализована эта идея, предупреждает Кирш, то есть угроза, что предприятиям таким образом "омертвлят" огромное количество оборотных средств, в среднем 1/12, что недопустимо.

Депутат поясняет: "Все предприятия будут требовать предоплату. Потому что отгрузка товара без предоплаты будет означать, что предприятие, которое отгрузило, но еще не получило своих денег, вынуждено дополнительно доплатить за это 20% со своего счета на счет казначейства. А если предприятие не сделает это своевременно, то ему грозит штраф в 40% с этих 20% НДС. То есть получается, что те, кто поставил без предоплаты, должны, не получив еще денег, еще и заплатить за это. Естественно, на этом фоне будет резко замедляться оборот, уменьшаться оборачиваемость, и будет консервация уже наработанных хозяйственных связей.

Особенно показательно это будет в ситуации с компаниями-монополистами – им нет смысла резервировать свои деньги только ради того, чтобы получить право подписывать налоговую накладную.

В результате у тех, кто работает с компаниями-монополистами, НДС будет постепенно превращаться в налог с оборота по ставке 20%, так как они останутся без налогового кредита.

"Этот вариант, который вводится по спецсчетам НДС, хуже даже, чем в свое время предлагали Азаров и Игнатов" - считает Кирш.

Особенно это скажется на тех, кто претендует на возмещение налога, то есть экспортерах. Поскольку возмещение предполагается вычитать из налогового кредита, его придется вносить второй раз.

"Что примечательно. В Коалиционном соглашении было закреплено, что спецсчетов по НДС не будет. После этого профильный налоговой Комитет ВР отклонял эти спецсчета дважды. И даже после этого данная норма все равно осталась в проекте правительственного законопроекта об изменениях в Налоговый кодекс" - удивляется Кирш.

Кирш подчеркивает: позиция профильного Комитета ВР по данному проекту изменений в НК – единая, представители всех фракций – и "Народного фронта", и "Блока Петра Порошенко", и "Самопоміч", и даже "Оппозиционный блок" - единодушно высказались против спецсчетов по НДС и против других одиозных положений Налогового кодекса.

"Я не только сам буду голосовать против, но и буду просить всех депутатов голосовать против, поскольку рано или поздно за принятие этого обновленного Налогового кодекса нам будет так же стыдно, как теперь многие депутаты не могут "замолить грехи" после голосование за законы от 16 декабря. Разрушать Украину можно по-разному: можно "диктаторскими законами", а можно налоговым непрофессионализмом" - говорит депутат.

"Это может стать тестом на зрелость для парламента восьмого созыва: есть у нас "новый" парламент, или у нас 420 "кнопкодавов" - говорится он.

"Принят этот кодекс может быть только в том случае, если депутатам будут "выкручивать руки" через руководителей фракций" - прогнозирует Кирш.

Опасные налоговые новации

Среди других одиозных моментов – спорные новации касательно единого налога. В обмен на уменьшение ставки ЕН на 1% (которого "никто не просил"), во-первых, вводят для всех, кроме базаров, регистраторы расчетных операций (РРО, кассовые аппараты – ред.), а во-вторых, ограничивают затраты всем, кто заплатил единоналожникам.

"То есть получается, что предприятие, которое заплатило единоналожнику, не сможет относить к затратам всю сумму, а только 70%. В результате у нас из единоналожников у нас могут остаться только сапожники, а те кто работает с предприятиями, останутся просто без заказчиков" - поясняет депутат.

Эта норма, считает депутат, может стать очень серьезным ударом по малому бизнесу. "Поскольку единый налог – это и дешевые товары, и повышение уровня жизни, та же занятость и, кстати, большая нагрузка, чем на так называемые "обычные" предприятия. То есть такое предложение уничтожает тех, кто обеспечивает формирование среднего класса".

Еще одна "глупая" норма - о том, чтобы Налоговый кодекс в части налога на прибыль не применялся, и фактически для него действовал бухгалтерский (финансовый) учет при том, что "им не владеет даже сама налоговая".

"Вот так взять, и при действующем НК объявить, что эта его часть по налогу на прибыль не работает, а налог берется по финансовым стандартам, которые для Украины и так не приспособлены, - это большая катастрофа, и предприятия такой глупости не ожидали" - удивлен депутат.

Также сомнительной нормой член налогового комитате считает введение дифференцированного налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в 15, 17, 20 и 25%.

Кроме того, возмущен Кирш, ГФС "умудрилась" внести в проект "прерывность" проверок, что может привести к тому, что одна налоговая проверка предприятия будет растянута на весь год. "Получается, что максимальный срок проверки - 10-15 дней- сможет использоваться налоговой по частям : день сегодня, день – через неделю, потом еще через полгода. То есть эта проверка может длиться год, что, конечно же, недопустимо".

Есть также вопросы и к предлагаемому введению "30%-ого налога" на сумму превышения расходов над доходами – непонятно, как быть с "нулевым" декларированием, поскольку в проекте этот момент детально не прописан.

Еще один "анахронизм" времен 90-хх – введение нормы о том, что налоговая может без суда взыскивать деньги со счета.

"В формировании правительственного проекта изменений в НК парламент практически не участвовал, - говорит Кирш. - Все, что можно было отклонить, мы отклонили, но, тем не менее, правительство все равно это продвигает, и в законопроекте эти нормы по-прежнему остаются".