Перед НАК "Нафтогаз Украины" стоит задача стать так называемым национальным оператором на рынке нефтепродуктов, чтобы обеспечить справедливость цен на рынке. Об этом сообщил глава правления НАК Юрий Витренко в интервью агентству "Интерфакс-Украина".
"Идея заключается не в том, что государство хочет монополизировать этот рынок. Но сейчас на рынке должен появиться мощный государственный игрок, к которому было бы полное доверие и со стороны государства, и со стороны людей – с пониманием, что цены на этих заправках справедливы и честны", - сказал Витренко.
По его словам, существует определенное недоверие к частным крупным сетям АЗС.
"Когда есть государственный игрок с существенной долей рынка – 15-20-30%, то есть не 100%, но и не 1% – тогда есть больше доверия, что у потребителей есть возможность покупать по справедливой конкурентной цене… Если сеть занимает 30% рынка, это уже дает реальную альтернативу людям. В свою очередь, это будет заставлять частных операторов тоже не задирать цены", - пояснил Витренко.
Он отметил, что когда конкуренция на рынке несовершенна, то появление государственного игрока позволяет сделать его ценовым лидером и отказаться от государственного регулирования цен.
"Нафтогаз" должен быть оператором национальной сети, чтобы не было вопроса высокой цены. Эту задачу поставил президент. Также мы можем быть для государства эффективным инструментом сотрудничества с крупнейшими в мире компаниями по ресурсу», – сказал глава правления НАК.
Витренко уточнил, что "Нафтогаз" еще не получил контроль над сетью АЗС Glusco.
"Там есть определенные нюансы, но надеюсь, что государство проявит определенную волю, и у нас будет контроль над АЗС", – сказал председатель правления НАК.
В то же время, он отметил, что наличие АЗС в нынешних условиях не означает наличия нефтепродуктов.
Витренко добавил, что даже не вопрос найти бензин и дизель за границей.
"Например, здесь в Давосе я провел переговоры с ведущими компаниями, и мы имеем возможность прямо сейчас в европейские порты привезти очень большой объем топлива, чтобы покрыть все потребности украинского рынка. Для крупных компаний масштаб украинского рынка сравнительно небольшой, они говорят: "Вопросов нет, все ваши потребности мы можем закрыть завтра", - сообщил глава правления "Нафтогаза".
По его словам, проблема заключается в том, что эти крупные компании могут поставить топливо в крупные порты – Амстердам, Роттердам, Антверпен или порты Средиземноморья, тогда как топливо нужно на границе Украины или в портах Польши и Румынии с помощью в логистике с этих портов в Украину.
"Пока логистики в необходимых объемах нет. Нужно договариваться с такими странами, как Польша, Румыния, Венгрия, Словакия, чтобы они нестандартным путем расширяли логистические возможности или даже иногда давали приоритет логистике нефтепродуктов в Украине. Это вопрос не только бизнеса или экономики, но и политки", – отметил Витренко.
По его мнению, роль "Нафтогаза" – решать коммерческие вопросы, которые сложнее решить частному бизнесу, например, крупным международным компаниям может быть легче в текущих условиях заключать контракты на поставку больших объемов нефтепродуктов именно национальной компании или резервировать на длительный срок логистические мощности.
"Если правительству нужна помощь от "Нафтогаза" в части новых компетенций, то мы можем попытаться эти компетенции развить или приобрести на рынке, но на это нужно время, и здесь не может быть гарантий", – добавил Витренко.
Отвечая на вопрос о сети национального оператора, председатель правления "Нафтогаза" сообщил, что речь идет и о заправках, которые НАК полностью контролирует, и о заправках "Укрнафты", в которой "Нафтогаз" имеет мажоритарную долю.
"Там мы имеем существенное влияние и можем проконтролировать, чтобы цены были адекватны. Когда у нас будет собственная сеть, у нас будет четкое понимание себестоимости – не в теории, а на практике. С логистикой мы тоже готовы помочь, у нас достаточно финансового ресурса, чтобы сейчас забронировать любую логистику, главное – покажите ее нам», – подчеркнул Витренко.
Напомним, 13 мая премьер-министр Денис Шмигаль заявил о решении Кабинета Министров передать 172 заправки компании Glusco, связываемой с Виктором Медведчуком, в управление государственной компании НАК "Нафтогаз Украины".