Во время Форума «Диалог гражданского общества, бизнеса и власти: вызовы военного времени», состоявшегося 21 октября в Киеве, вице-президент Торгово-промышленной палаты Михаил Непран поднял болезненный для бизнеса вопрос. Он, в частности, предложил изменить действующий порядок контроля за невозвратом валютной выручки.
«К нам сейчас идут тысячи обращений субъектов ВЭД. Уже год проплачивавший не может в Украину завезти товар, не может выполнить обязательства. А ведь почти год прошел, а порты как не работали, так и не работают. Железная дорога, мы с вами прекрасно понимаем, все завезти не может. Поэтому давайте создадим упрощенную процедуру. Пусть комиссия при министерстве экономики в конце концов заработает, а не идет по старым накатанным схемам, созданным еще до войны».
Михаил Непран считает, что скорейшее решение этого вопроса в интересах и государства, и бизнеса. Потому он попросил представителей власти дать соответствующие поручения для подготовки упрощенного порядка.
Однако его видение проблемы не было поддержано присутствующим на Форуме председателем Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данилом Гетманцевым, объяснившим свое видение.
«Действительно, предприятия обращаются, но существует порядок, и Минэкономики дает разрешения на отсрочку возврата валютной выручки, если к нему обращаются. Я знаю, что такие разрешения Минэкономики дает».
Эксперт также убежден, что «Следует отграничить предприятия, действительно, физически не могут завезти товар на территорию Украины, в связи с тем, что порты не работают, от тех, кто просто решил оставить валютную выручку за границей и не возвращать. И таких, кто, пользуясь случаем, не хочет возвращать валютную выручку в Украину, много».
Иначе, по мнению эксперта, Украина не сможет обеспечить положительный платежный баланс госбюджета и таким образом снизить давление на гривну. Ведь все эти валютные ограничения играют незаурядную роль, чтобы удержать гривну. А это элемент нашего суверенитета наравне с территорией.
Ранее в Минэкономики посчитали, как война изменила структуру украинского экспорта.