UA / RU
Поддержать ZN.ua

Государство готовится вернуть налоги на горючее: эксперт рассказал, сколько получит бюджет

Прошлогодних показателей вряд ли удастся достичь.

С началом полномасштабной войны в Украине были отменены акцизные сборы на моторные топлива, а налог на добавленную стоимость снижен с 20 до 7%. Это позволило урезать цены на колонках на 10 грн/л и поддержать потребителей. Сейчас же пора для возврата налогов. О том, сколько может получить бюджет и удастся ли достичь показателей в прошлом году, говорится в материале директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна «Возврат налогов на топливо: как собрать и как не потерять».

«Возвращение топливных налогов было лишь вопросом времени, которое, похоже, наступает. Во-первых, государству нужны деньги, во-вторых, сейчас хороший момент с точки зрения мировой конъюнктуры цен на нефть и нефтепродукты. Но за последние месяцы многое изменилось, например рынок нефтепродуктов революционно развернулся на 180 градусов», - отмечает Серий Куюн.

По мнению эксперта, произошедшее на рынке нефтепродуктов за последние три месяца — первая крупная победа Украины в этой войне. За короткое время страна полностью изменила источники и фактически реализовала то, что давно должна была сделать. Избавившись от 100% довоенных каналов поставок светлых нефтепродуктов вследствие остановки импорта из России и Беларуси, блокады морских портов и разрушения нефтеперерабатывающих заводов, сегодня рынок обеспечивает поставки через западную границу. Решена задача, которую не решала ни одна страна.

По словам Сергея Куюна, налоги на горючее на фоне рекордных цен на нефть в этом году снижали многие страны. Но пока бюджет Украины без этих денег уже не может обойтись.

« Снижение налогов или введение государственных дотаций на горючее под давлением рекордных цен на нефть – распространенная практика в этом году. Первыми это сделали поляки в начале года, ближе к лету – Германия, Франция и некоторые другие страны. Кабмину воюющей Украины в марте решение о снижении налогов на горючее далось непросто, но мощная поддержка внутреннего потребителя в трагическом марте состоялась. Текущая ситуация с государственными финансами уже не покидает пространства — нужно искать внутренние резервы, а топливные налоги — мощный источник наполнения бюджетов всех стран», - отмечает эксперт.

До войны «нефтяные» акцизы давали до 70 млрд грн или до 2,25 млрд евро в год (по прошлогоднему курсу). НДС на акциз – еще 0,45 млрд евро соответственно. Ставки были следующие: бензин – 213 евро/1000 л, ГП – 139, сжиженный газ – 52 евро.

Но, по мнению эксперта, таких денег украинский бюджет уже не получит, ведь объем потребления моторных топлив уменьшился с 12 млн тонн в год до ориентировочно 7,2 млн тонн.

Читайте также: Что будет с ценой на топливо после стремительного падения гривни

Расчеты показывают, что возврат старых ставок акцизов будет приносить в бюджет 4,6 млрд грн в месяц (4,9 млрд грн с НДС 7%) против в среднем 5,8 млрд грн в месяц (7,1 млрд грн с НДС 20%) в прошлом году. Если брать в валюте, то это на 75% меньше, чем в прошлом году (131 млн. евро против 229 млн.). Соответственно, если государство хочет возобновить валютные поступления от акциза, его нужно фактически почти удваивать, что приведет к скачку конечных цен более чем на 20% от текущих цен на АЗС.

«Итак, достичь прошлогодних 2,7 млрд евро акциза и НДС на него будет тяжело. Более реалистичным выглядит получение гривневого объема в 85 млрд грн или 2,27 млрд евро», - резюмировал Сергей Куюн.

Читайте также: Дефицит бензина и дизеля: эксперты рассказали, чего ожидать в ближайшие месяцы

Напомним, по информации еженедельного исследования Консалтинговой группы «А-95», украинский рынок все больше затоваривается горючим, а спрос на него все больше падает, из-за чего АЗС уже готовы торговать по себестоимости продукта.