Парламентский Комитет по вопросам бюджета накануне согласовал перераспределение 16,6 млрд гривен из программы «обслуживание госдолга» на обеспечение финансовых гарантий авиаперевозчикам, сообщил глава комитета Юрий Аристов в комментарии «Интерфакс-Украина».
«Комитет принял решение о согласовании сокращения расходов на потребление по госпрограмме «Обслуживание госдолга» на 16,632 млрд грн и увеличения на эту сумму расходов по бюджетной программе «Резервный фонд», согласно распоряжению Кабмина от 13 февраля 2022 года №145-р», - сообщил Аристов.
Комитет рекомендует правительству поручить Министерству инфраструктуры ежемесячно (до урегулирования ситуации, связанной с внешнеполитическими угрозами) отчитываться перед парламентом об использовании этих средств. А Министерству финансов – в течение месяца проинформировать ВР о достаточности средств на обслуживание госдолга.
«Нам важно осуществлять своевременные и в полном объеме платежи по долговым обязательствам, и в случае необходимости принять меры для урегулирования такого вопроса и внесения соответствующих предложений», - подчеркнул глава комитета.
Объем выделенных средств предполагает ориентировочную стоимость самолета $25-26 млн и их количество – 23 единицы. Переговоры ведутся с украинскими перевозчиками SkyUP, МАУ и Bees. В правительстве уточнили, что именно эти компании получили от своих лизингодателей предупреждение о том, что 14 февраля – последний день пребывания их бортов в Украине, уточнил замглавы Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк.
Авиасообщение с Украиной оказалось под вопросом из-за угрозы российского вторжения. Швейцарская авиакомпания Swiss, австрийская Austrian Airlines и нидерландская KLM отказались от ночной стоянки самолетов в Киеве, ссылаясь на «операционные причины». Накануне самолет украинской компании SkyUp, выполнявший рейс по маршруту Фуншал (Португалия) – Борисполь (Украина) совершил вынужденную посадку в аэропорту Кишинева из-за запрета лизингодателя садиться в Украине.
Причина фактической остановки авиасообщения – невозможность покрытия страховых рисков, связанных с войной. Такие страховые случаи не покрывает ни один страховщик, работающий с авиаперевозчиками, а так как значительная часть самолетов (в том числе национального перевозчика), использующихся авиакомпаниями, предоставлена им на условиях лизинга – нарушение условий страхования для них приравнивается к потере воздушного судна.
Финансовые гарантии государства призваны успокоить авиаперевозчиков, но вряд ли такая мера окажется действенной, ведь для совершения полетов компании нужен действующий договор страхования, а не госгарантии.