Отсутствие четкой государственной позиции относительно статуса людей, проживающих на оккупированных территориях, а также провал Министерством соцполитики создания Единого государственного реестра ВПЛ (внутренне-перемещенных лиц) создали почву для масштабных манипуляций и злоупотреблений в сфере оказания переселенцам социальной помощи.
Об этом говорится в статье Инны Ведерниковой для ZN.UA.
Как отмечает автор, Межведомственный координационный штаб по вопросам социальной помощи переселенцам (куда входят среди прочих представители МВД, СБУ и ГСЧС), и Минсоцполитики дают кардинально разные цифры о количестве переселенцев.
На 31 марта 2016 г. по данным Межведомственного штаба с временно-оккупированной территории, а также из районов проведения АТО на другие территории Украины переселено 1 млн 27 тыс. 728 чел.
Неделей ранее, 21 марта 2016 г. Минсоцполитики на своем сайте также уточнил оперативную цифру взятых на учет переселенцев, зафиксировав 1 млн 747 тыс. 457 чел. Разница - более чем в 700 тыс. душ.
"Межведомственный координационный штаб обобщает и публикует оперативную информацию о ВПЛ, которые прибыли на подконтрольную Украине территорию, и по их обращению были временно размещены региональными штабами в регионах Украины", - пишет в своем ответе на информационный запрос ZN.UA заместитель председателя Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) Олег Мельчуцкий, который возглавляет упомянутый штаб.
"В то же время Минсоцполитики, в соответствии с постановлением Кабмина Украины №509 "Об учете внутренне перемещенных лиц" от 1 октября 2014 г. ведет Единую информационную базу данных о ВПЛ, к которой отнесены все ВПЛ, обратившиеся за получением соответствующей справки, в том числе и те, кто отказался от временного размещения, а также те, что временно выезжают с территории, неподконтрольной Украине, для получения пенсии и других социальных выплат", - заявил Мельчуцкий.
"Из слов руководителя штаба можно сделать важный вывод: 700 тыс. переселенцев, составляющие разницу в данных, - это как раз те самые люди, которые, проживая на оккупированных территориях, зарегистрированы органами социальной защиты населения как переселенцы. И, следовательно, получают государственные социальные выплаты, включая пенсии. Потому не совсем понятно, почему эта цифра абсолютно четко коррелируется с заявленными Минсоцполитики 400-900 тыс. "мошенниками, попавшими в списки переселенцев". Притом что, повторюсь, из ответа Мельчуцкого очевидно - их туда внесли сами работники ведомства, подчиненного министру социальной политики", - пишет Ведерникова.
Кроме того, автор приводит уточняющие цифры из Плана гуманитарного реагирования ООН на декабрь-2015-январь 2016 г. "Министерство социальной политики Украины зарегистрировало 1,6 млн ВПЛ по всей стране. Все ВПЛ требуют определенного типа помощи. Около 800 тыс -1 млн чел. проживают постоянно на подконтрольной Украине территории, в то время как другие часто пересекают "линию разграничения", и для целей Плана гуманитарного реагирования учитываются как те, что проживают на неподконтрольной Украине территории".
"Этот тезис, кстати, по нашей информации, министр соцполитики Украины Павел Розенко в совместном с ООН протоколе заверить своей подписью отказался. Тоже, по-видимому, заметив разницу. Будучи уже как минимум два года знакомым с занимательной математикой "пенсионного туризма". Стоя у самых его истоков. Где, впрочем, стоял и руководитель Межведомственного штаба Мельчуцкий, подчиненный главе МВД. А значит, и сам министр Аваков, под началом которого - не только ГСЧС, но и Миграционная служба, плотно работающие с Минсоцполитики", - говорится в статье.
"Проверки Министерством соцполитки и Службой безопасности начались более месяца назад и, по заявлениям самого министра, приостановлены выплаты уже свыше 400 тыс. переселенцев. Но цифра 1,7 млн переселенцев на сайте министерства остается неизменной. Почему? Где "пособники террористов"? В чем эффективность проверки и логика официальных заявлений?", - пишет Ведерникова.
Напомним, как пишет Ведерникова, министр соцполитики Павел Розенко неоднократно говорил, что суммы всех социальных платежей переселенцам, включая пенсии, составляют 30 млрд грн в год, в то время когда данные, полученные ZN.UA из Минфина, свидетельствуют о том, что на переселенцев в 2015 г. выплачено из бюджета 40,02 млрд грн.
Подробнее о том, куда деваются деньги, выделенные на переселенцев, и кто на самом деле их получает, читайте в статье Инны Ведерниковой "Мертвые души и живые деньги" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".