Снизить цены на бензин в Украине в два раза не удастся, даже если лишить операторов "белого" рынка возможности заработать. Но содействовать удешевлению топлива государство вполне способно.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишут Сергей Сапегин, директор Научно-технического центра "Психея", член Общественного совета при Минэнергоугольпроме, канд. техн. наук, и Геннадий Рябцев, профессор Национальной академии государственного управления при президенте Украины, член Общественного совета при Минэнергоугольпроме.
По мнению авторов, для этого необходимо:
- стимулировать собственную добычу нефти и газового конденсата, чтобы загрузить украинские заводы (в том числе малой производительности), способствовать повышению эффективности их работы, чтобы увеличить долю отечественных нефтепродуктов на внутреннем рынке;
- предотвратить рост уровня нецивилизованной конкуренции, "оптимизации" налогов и качества;
- разрешить прозрачно работающим компаниям нормально вести бизнес;
- предоставить потребителю возможность обоснованного выбора топлива;
- стимулировать уменьшение потребления нефтепродуктов, в том числе через социальную рекламу о техническом состоянии автомобилей, давлении в колесах и т.п.;
- развивать и совершенствовать транспортную инфраструктуру, от состояния которой в значительной степени зависят скорость движения, объемы потребления горючего и затраты на перевозку грузов;
- не допускать дестабилизации рынка нефтепродуктов путем создания стабилизационного запаса, разработки прогнозных топливных балансов, осуществления оперативного мониторинга ресурсного наполнения и ценовой ситуации.
Подробнее о мифах и реальности рынков нефти и газа читайте в статье Сергея Сапегина и Геннадия Рябцева "Мировые рынки нефти и газа: риски и возможности для Украины" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".