UA / RU
Поддержать ZN.ua

Германии нужно искать новую модель экономического роста – FT

Немецкой экономике нужно искать новые ресурсы и рабочих для дальнейшего роста.

Скандал вокруг компании Volkswagen стал проблемой для немецкого сектора экспорта, но вряд ли самым большим вызовом.

Спрос со стороны Китая сокращается и стремительно бьет по стране, которая стала одним из крупнейших поставщиков производственных машин в КНР с ее гигантским производственным комплексом. На самом же деле краткосрочные проблемы Германии ничто в сравнении с ее фундаментально слабым местом. Если ее экспортеры доказали свою гибкость и способность приспосабливаться к требованиям рынков, то немецкая экономическая модель, ориентированная на экспорт в целом, делает ее хрупкой и склонной к долгосрочным спадам.

Об этом в редакционной статье пишет издание Financial Times. Германия к этому времени опережала в экономическом росте своих соседей. Но в этом году, похоже, ее успех будет поставлен на паузу. В прошлом году ВВП ФРГ вырос на 1,6%, в то время, как в среднем рост в ЕС составил 0,9%. В МВФ прогнозируют, что в 2015 и 2016 году показатели сравняются на уровне 1,5% и 1,6% соответственно.

Китайское замедление роста экономики, пока оно не переросло в глобальное сокращение спроса на экспорт, - это скорее вызов, чем катастрофа. Экспорт товаров из Германии в Китай составляет 3% от немецкого ВВП. И если даже обвал составит 10% от ВВП, это не станет катастрофой. Торговля с США и Великобританией поможет удержаться на ногах. Немецкие компании уже привыкли к тому, что надо затянуть пояса тогда, когда этого требуют рынки, и это укрепило их.

Но в определенном смысле это также составляет и главную проблему Германии. Она демонстрирует гибкость, но только в рамках специфической экономической модели, которая полагается на экспорт для обеспечения роста. Компании жертвуют своими реальными доходами сохраняя зарплаты работников на конкурентном уровне, чтобы при этом поддерживать и внутренний спрос, когда с экспортом проблемы. В это же время, сфера обслуживания в Германии не развивается и не может привлечь необходимые инвестиции.

Нынешний рост экономики ФРГ больше базируется на внутреннем спросе, чем на экспорте. Во втором квартале показатель реальной зарплаты в стране был зафиксирован на самом высоком уровне со времен глобального финансового кризиса в 2009 году. Но этого частично удалось добиться благодаря низким ценам на нефть. Поэтому ориентация на экспорт Берлина в целом не изменилась.

Тем временем, профицит банковских счетов продолжает расти, поэтому появляется ощущение, что немецкое правительство проводит не очень удачную фискальную политику. Конечно, можно поспорить, что население Германии, которое стареет, должно накопить определенные средства. Но когда такой профицит составляет 7% от ВВП, он кажеться чрезмерным. Эта ситуация не поощряет рост наплыва трудоспособных иммигрантов, которые бы продолжали развивать экономику. Таким образом Германии грозит превращение в страну пенсионеров.

Однако правительство не пытается пересматривать свою фискальную политику, а немцы отрицательно относятся к наплыву иммигрантов из Африки и Ближнего Востока, которые бы могли стать необходимым человеческим ресурсом.

Сокращение спроса в Китае не представляет опасности для немецкой экономической модели. Берлин переживет слабость, которая возникла на одном из крупнейших рынков, где он сбывает свою продукцию. Но система, которая не способна найти новые ресурсы и рабочих для дальнейшего роста не может рассчитывать на долговременную прочность.

Ранее издание Bloomberg писало, что Германия переживает спад промпроизводства за экономику КНР и "дизельный" скандал. Уточняется, что промышленное производство Германии в августе снизилось на 1,2% по сравнению с июлем, когда был зафиксирован рост на 0,7%.

Издание Newsweek писало, что Volkswagen угрожает экономике Германии больше, чем кризис в Греции. В прошлом году Volkswagen продала 600 тысяч автомобилей в США. Это принесло компании около 6% от глобального дохода в размере 9,6 миллиардов долларов. Американский регулятор собирается оштрафовать компанию на 18 миллиардов долларов. Всего на счетах компании есть 24 миллиарда долларов, поэтому после уплаты штрафа ей придется провести сокращения.

Инвесторы компании начали нести убытки вместе с немецким автопроизводителем. Катар потерял 4,8 миллиардов долларов из-за скандал вокруг Volkswagen. на Прошлой неделе глава Volkswagen Мартин Винтеркорн, в отношении которого начато расследование, объявил об уходе в отставку в связи со скандалом.

Подробнее читайте в лонгриде на ZN.UA - "Что хорошо для Volkswagen, плохо для Германии?".