UA / RU
Поддержать ZN.ua

FT: Западу пора ввести санкции против «теневых резервов» России

За прошлый год Москва могла отложить около 100 миллиардов долларов, до сих пор не обложенных санкциями.

Массивные санкции, которые были введены против России после начала вторжения в Украину, следует оценивать по трем основным критериям: остановили ли они Владимира Путина, сократили ли они его возможности вести войну и могут ли они заставить Россию заплатить за причиненные ею разрушения.

По первому пункту санкции, очевидно, разочаровали. Однако, наверное, нет ничего, что могло бы заставить Путина отказаться от его одержимости колонизацией Украины. По второму пункту, российская армия ослаблена из-за отсутствия высокоточного оружия. И экономика не может обеспечить пополнение истощенные запасы, – пишет в статье для Financial Times обозреватель издания Мартин Санбду.

Он отмечает, что эффективность санации в этом плане растет, когда Запад избавляется от собственных табу на поставку оружия Украине. Эффективность введенных против России ограничений также подрывается их слабым воплощением. Торговля у всех на виду была переориентирована на страны, которые не хотят становиться на чью-либо сторону. Страны, введшие санкции, наконец начинают уделять большее внимание их воплощению. Им следует усилить расследование нарушений, увеличить дипломатическое давление на другие правительства и расширить инструменты экстерриториальной политики.

Читайте также: Индия не будет нарушать санкции в отношении российской нефти — Bloomberg

В случае финансовых санкций методы их обхода – это следствие их несовершенства. Некоторые российские банки никак не были ограничены из-за страха, что из-за этого могут пострадать поставки энергоносителей или торговля. Но если есть легальные маршруты для движения средств, то деньги под санкциями непременно ими воспользуются. Что же касается третьего пункта, касающегося того, чтобы заставить Россию заплатить, то финансовые санкции – это единственно возможный инструмент. Более 300 миллиардов долларов замороженных резервов Центробанка РФ затмевают все, что другие виды санкций могут дать.

Большой вопрос в том, конфисковать ли эти резервы, чтобы затем использовать для финансирования восстановления Украины. Нравственное оправдание несомненно. Юридическая сторона вопроса – неизведанная территория. С одной стороны, Канада наделила себя властью конфисковывать российские государственные активы. С другой – в Брюсселе много сомнений в обязательствах, согласно международному закону. Поэтому ЕС создал рабочую группу, чтобы проверить, как можно использовать российские активы.

«Есть и другие жизненно важные меры в этой сфере, где юридический консерватизм не оправдан. Во-первых, это прозрачность. Западные финансовые институты знают о резервах, депозитах и акциях, которые они хранят для Центробанка России. Правительства могут и должны потребовать публично раскрыть все активы ЦБ РФ. А во-вторых, нужно расширить блокирующие меры на российские «теневые резервы»», – считает обозреватель.

Высокие цены на энергоносители, появившиеся из-за поведения Путина, дали ему огромный торговый профицит. Конечно, часть этих денег была израсходована, а часть - не под государственным контролем. Но в прошлом году Москва могла прибавить 100 миллиардов долларов к своим иностранным активам, которые не затронули санкции. Поскольку эти деньги заменяют официальные резервы, сохранение их вне санкций подрывает первостепенный шаг против активов ЦБ РФ.

«Ради последовательности и эффективности, страны, которые ввели санкции, должны заморозить активы российских энергетических экспортеров, а также нацелиться против банков, через которые их доходы перечисляются. Для ЕС это означает, наконец, ввести санкции против «Газпромбанка», основного канала для европейских платежей за газ с дочерней ветвью в Люксембурге. Санкционная коалиция должна сделать это со всеми другими западными банковскими каналами, которые Россия использует для торговли энергоносителями», – предлагает автор, добавляя, что, однако, на этом нельзя останавливаться.

Читайте также: ЕС почти исчерпал возможности воздействовать санкциям на Россию, остается только поддерживать Украину — Боррель

Национальный клиринговый центр Московской биржи сохраняет корреспондентские счета в евро и долларах во Франкфурте и Нью-Йорке соответственно. Когда Путин потребовал, чтобы все платежи за газ осуществлялись в рублях, он особо подчеркнул, чтобы Национальный клиринговый центр проводил трансакции. Поэтому часть жесткой валюты Москвы, скорее всего, хранится на этих счетах. Параллельно санкционная коалиция должна проследить за потоками денег, изучить прошлые трансакции, чтобы выяснить, где, наконец, оказался российский профицит. А потом заморозить то, что до сих пор доступно Путину. Новые платежи должны поступать на эскроу-счета.

И это подводит к третьему важному действию. Друзья Украины должны полностью избавиться от российских энергоносителей. Европа уже сильно сократила свое потребление российского газа. Но она до сих пор импортирует нефть и газ через трубопроводы, а также сжиженный газ. США хотели сохранить поток российской нефти на развивающиеся рынки при условии, если продажа осуществляется в соответствии с ценовым «потолком». Этот «потолок» теперь нужно опустить еще ниже, поближе к себестоимости российского производства. Если это приведет к тому, что Путин вообще перекроет поток энергоносителей, это уже не будет такой угрозой, как раньше. Последние бюджетные шаги свидетельствуют о том, что Москве становится трудно найти необходимые ей деньги. Когда финансовые санкции были введены год назад, они не нанесли такой сокрушительный экономический удар, как ожидалось. Сегодня, если их дополнить, этот удар может произойти.