Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) принял решение о снятии временного ограничения на выплаты, которые ранее были заморожены по причине "дробления" крупных вкладов на более мелкие суммы накануне введения в "Дельта Банк" временной администрации.
Выплаты вкладчикам неплатежеспособного "Дельта Банка" стартовали с 11 июня. По оценкам НБУ, предстоит выплатить возмещения на уровне 13,1 млрд грн в пользу более 500 тыс. вкладчиков. При этом Фонд гарантирования вкладов решил временно заморозить на 2-3 месяца выплаты 3,1 млрд грн депозитов для 18 тыс. вкладчиков, которые имеют признаки дробления. При этом в "черный" или "серый" список попали не только новые счета, но и старые, открытые задолго до признания "Дельты" проблемным банком.
Как отмечает ФГВФЛ, временные ограничения по выплате гарантированного возмещения планируется снять в отношении более 75% из вышеуказанных 18 тыс. вкладчиков. Временный администратор "Дельты" обрабатывает вопросы, как осуществить это на практике.
Фонд объясняет свое решение тем, что в ходе проверки "установил факты" несвоевременного доведения до должностных лиц отделений банка требований Национального банка не наращивать гарантированные вклады при признании банка проблемным, в связи с чем сотрудники отделений не выполнили установленные требования НБУ.
Одновременно фонд напоминает, что снятие ограничений не касается счетов юридических лиц и физических лиц–предпринимателей, физлиц-инсайдеров (связанных лиц) банка, а также счетов физлиц, вклады которых не гарантируются в рамках закона "О системе гарантирования вкладов физических лиц".
Также сообщается, что временный администратор банка в двухнедельный срок обратится в правоохранительные органы с заявлениями в отношении руководства "Дельта Банка" по факту несвоевременного доведения до подчинённых информации об установленных ограничениях НБУ при признании банка проблемным.
НБУ признал неплатежеспособным входящий в группу крупнейших "Дельта Банк" 2 марта, затем Фонд гарантирования вкладов физлиц ввел в банк временную администрацию.
При этом ранее в НБУ и Минфине национализацию "Дельта Банка", но решили отказаться от этой идеи из-за дороговизны такого варианта спасения банка для государства.
В июле Печерский суд дал разрешение Генпрокуратуре на проведение внеплановой ревизионной проверки банка по факту приобретения банком валюты на $ 535,3 млн за счет 4,1 млрд грн полученного от НБУ рефинансирования. Валюта потом была перечислена за границу 12 компаниям сотрудников банка. Ранее ZN.UA подробно описывало, как из "Дельта Банка" выводились активы.
"Дельта Банк" работал на рынке Украины с 2006 года и входил в группу крупнейших банков. Основными акционерами банка являются бизнесмен Николай Лагун – 70,61% и компания Cargill Financial Services International Inc. (США) – 29,39%.
Как писало ZN.UA, сегодня система гарантирования вкладов в Украине превратилась в лотерею. Причем вкладчика не только ждет "выигрыш" в виде его же собственных сбережений, но и может угрожать уголовная ответственность.
Первые банкротства банков показали, что спасение сбережений вкладчиков - дело рук самих вкладчиков. А поэтому массовый характер приобрело такое явление, как дробление вкладов. То есть переброска в пределах одного банка части сбережений, превышающих 200 тыс. (в том числе из-за скачка курса гривни к доллару), на счета родственников. В случае признания банка неплатежеспособным они наравне со всеми могут претендовать на возмещение средств. Законом такие операции не запрещены. Правительство своим законопроектом №2045-а попыталось запретить возмещение средств по вкладам, открытым в результате дробления. Но под натиском перепуганных вкладчиков, которые не верят, что в нашей стране закон обратной силы не имеет, эта норма не прошла. Зато прошла норма, позволяющая признавать такие договора ничтожными. Но для их выявления фонду еще предстоит разработать порядок. Хотя до этого он обходился и без него.
Дробление вкладов - это действительно увеличение нагрузки на ФГВФЛ. А потому чиновники с самого начала повального банкротства банков под предлогом выявленных в этом вопросе злоупотреблений стали искать способы прикрыть законную лазейку, притягивая за уши то одну, то другую статью для признания депозитных договоров ничтожными, а действий вкладчиков - мошенническими. "Вступив в преступный сговор с сотрудниками банка с целью завладения деньгами фонда", - вот формулировки из судебных исков против вкладчиков. И только после того, как суды стали выносить решения в пользу граждан, риторика изменилась.