UA / RU
Поддержать ZN.ua

Финансовой полиции будет плевать на основополагающие права человека

У правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека раскритиковали нашумевший проект создания финансовой полиции: наделение новой службы неограниченными полномочиями "противоречит принципу верховенства права".

Проект закона "О Службе финансовых расследований Украины (финансовой полиции)" не соответствует Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

Об этом говорится в выводах о соответствии данного законопроекта положениям вышеуказанной Конвенции и практике Европейского суда, представленных и.о. Правительственного уполномоченного по делам ЕСПЧ Маркияном Бемом, копией которых располагает ZN.UA.

В выводах также отмечается, что "проект нарушает процесс создания и развития действующего права (в Украине - ред.) как единой четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм, регулирующих общественные отношения, а следовательно, не отвечает принципу юридической определенности и может привести к нарушению статей 8 и 3 Конвенции" (здесь и далее выделено ред.).

Как отмечает правительственный уполномоченный, "необходимость соблюдения принципа юридической определенности неоднократно подчеркивалась Европейским судом по правам человека", кроме того он "является неотъемлемым элементом принципа верховенства права и выступает в нормотворческой деятельности в качестве необходимой гарантии обеспечения эффективной защиты лица от противоправных посягательств на его права со стороны субъектов властных полномочий, в том числе от посягательств на права, гарантированные Конвенцией, вызванных предоставлением органам государственной власти неограниченных полномочий".

ЕСПЧ неоднократно отмечал: "национальное право должно предусматривать средства правовой защиты от произвольного вмешательства государственных органов в права, гарантированные Конвенцией. Наделение исполнительных органов широкими дискреционными полномочиями, которые предоставляют им неограниченную власть в вопросах, затрагивающих основополагающие права, противоречит принципу верховенства права, одному из фундаментальных принципов, закрепленных Конвенцией.

В то же время, вышеупомянутый законопроект "предусматривает предоставление создаваемой Службе полномочий по осуществлению проверок и ревизий, оперативно-розыскных мероприятий и досудебного расследования", но вместе с тем он "не ограничивает осуществление полномочий, предоставленных службе в рамках соответствующего их вида". Поэтому из содержания норм проекта не представляется возможным установить, какие именно полномочия Службы осуществляются в пределах Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины, какие в пределах закона "Об оперативно-розыскной деятельности", а какие в рамках положений нормативных актов, регулирующих проведение проверок и ревизий. Таким образом, проект не соответствует принципу юридической определенности.

Более того, среди прочего, законопроектом предусматривается закрепить следующие права Службы: "входить беспрепятственно в любое время суток при исполнении обязанностей, возложенных на службу этим законом, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, осматривать их с целью пресечения преступлений, преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления, на земельные участки, в жилые и иные помещения граждан при преследовании преступника или пресечении преступления, которое угрожает жизни жителей".

"Необходимо отметить, - указывает правительственный уполномоченный в Европейском суде, - что данные положения проекта по сути правоотношений, которые предполагается урегулировать, относятся к проникновению в жилище или иное владение лица, как урегулированные и могут осуществляться исключительно в порядке и на основаниях, закрепленных действующим Уголовным процессуальным кодексом (УПК) Украины. Тогда как нормы УПК предусматривают, что "не допускается проникновение в жилище или иное владение лица, проведение в них осмотра или обыска иначе как по мотивированному решению суда, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом", а также, что за исключением четко установленных УПК случаев "никто не имеет права проникнуть в жилье или другое владение лица с любой целью, кроме как только по добровольному согласию лица, которое ими владеет, или на основании постановления следственного судьи".

В то же время, как подчеркивается в выводах, осуществленных на основании ссылок на практику Европейского суда, "вмешательство органов власти в права лиц должно подлежать эффективному контролю, который обычно должен осуществляться судебным органом, поскольку судебный контроль предоставляет наибольшие гарантии независимости, беспристрастности и осуществления надлежащего производстве".

Как известно, правительство разработало законопроект "О создании Службы финансовых расследований" (финансовой полиции). Новое ведомство должно объединить существующие подразделения ГУ налоговой милиции; Департамента госслужбы по борьбе с экономической преступностью МВД; ГУ по борьбе с организованной преступностью МВД; подразделения контрразведывательной защиты экономики СБУ; Департамента борьбы с контрабандой Гостаможни; Госфининспекции.

Законопроектом предлагается наделить сотрудников финансовой полиции правом пользоваться оружием и беспрепятственно в любое время суток заходить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, на земельные участки, в жилье, другие помещения граждан. У них будет также право изымать у граждан и должностных лиц предметы и, кстати, осуществлять государственный финансовый контроль путем проведения инспектирования деятельности предприятий, учреждений и организаций, госзакупок и т.д. !zn

Читайте также:

Азаров поспешил "похоронить" финансовую полицию

Решение о финансовой полиции будет принимать лично Янукович, - Клименко

Глава МВД Захарченко против создания финансовой полиции

Глава налоговой считает, что контролировать бизнес должно только его ведомство

Захарченко хочет, чтобы экономические преступления расследовались МВД