У Кабинета министров для стабилизации цен на рынке топлива сегодня в запасе есть еще несколько путей, кроме прошлогоднего шаблона со снижением акцизов (а, значит, и миллиардных потерь для бюджета). Как минимум два таких варианта могут принести дополнительно по около 5 млрд грн каждый.
Об этом в статье для ZN.UA пишет эксперт по вопросам нефтерынка, директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.
Сегодня, отмечает он, в отличие от прошлого года существует возможность облегчить судьбу потребителей нефтепродуктов за счет потенциала нефтегазовой отрасли. Однако для этого необходимо изменить взгляд на решение проблемы - например, подумать не только о том, кому и как дать, но и где взять эти деньги.
Первоочередным шагом, по его словам, на данный момент представляется увеличение ренты на добычу нефти.
Как писало ZN.UA, в конце прошлого года при загадочных обстоятельствах рента была снижена на 22-30%. Если проецировать годовую недоимку от этих поправок на примере мартовских котировок нефти, то она составит около 5 млрд. грн. по сравнению с тем, что получил бы бюджет при прежней системе налогообложения нефтедобычи.
"Парадокс в том, что во всем мире налоги на нефтедобычу растут вместе с ценами на нефть, а в Украине почему-то происходит наоборот. Чтобы исправить ситуацию, необходимо проголосовать за законопроект, который уместится на полстраницы. Эффект - мгновенный", - пишет Куюн.
Вторым мощным источником поступления средств в бюджет может стать вывод из тени около 30% рынка нефтепродуктов.
"Именно столько «бодяги» (читай - безналогового топлива) курсирует по рынку. Потенциал этого шага измеряется примерно той же суммой, что и в случае с рентами, - около 5 млрд. грн. в год.
Правда, в отличие от мгновенного эффекта в случае изменений по рентам, программа контроля качества топлива и в целом борьбы с фальсификатом мгновенной отдачи не принесет, но заложит надежный фундамент на будущее.
Но даже одной корректировки по ренте хватит, чтобы получить эффект, фактически сопоставимый с проектом по снижению акцизов, не говоря уж о «позитивном» опыте «Нафтогаза». Эти средства можно направить на закупку необходимого объема нефтепродуктов по импорту или на украинских НПЗ, при этом без каких-либо льгот, на погашение процентов по «аграрным» кредитам, на прямые дотации селу и т.д. Но об этом можно рассуждать только в том случае, если есть что тратить", - резюмирует эксперт.
Как известно, за минувший год акцизный сбор на бензин был повышен на 50%, или на 66 евро/тонна, что эквивалентно 65 коп./литр, и что соответственно стало мощным стимулом роста цен на бензин в 2011 году. На сегодня доля налогов в цене бензинов в среднем составляет 35%, дизтоплива - 22%.
Собственники АЗС прогнозируют, что при сохранении тенденций роста цен на нефть в мире, стоимость бензина в Украине может повыситься до 11,5 грн/л А-95 бензина и 10,5 за л дизтоплива.
Подробнее читайте в статье Сергея Куюна "Дело на пять минут" в свежем номере "Зеркала недели. Украина". !zn
Читайте также:
Кто платит за «дешевый» бензин?
Коломойский и Фирташ лишили бюджет 3 млрд грн, пролоббировав уменьшение ренты на нефть
Новая схема Бойко: миллион тонн нефти, $50 с тонны - посреднику
Вместо снижения акциза на бензин правительство решило «искать какие-то другие варианты»