Эксперт: Низкая загрузка НПЗ вызвана их плачевным техническим состоянием
Простои и низкая загрузка большинства украинских НПЗ вызваны не конкуренцией с импортом, а плачевным техническим состоянием этих заводов. Об этом в своей статье для «Зеркала недели» пишет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
Простои и низкая загрузка большинства украинских НПЗ вызваны не конкуренцией с импортом, а плачевным техническим состоянием этих заводов. Об этом в своей статье для «Зеркала недели» пишет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.Таким образом он прокомментировал обращение к правительству ряда нефтеперерабатывающих предприятий, в котором говорится о необходимости ограничить импорт нефтепродуктов в Украину.
«Заводы пишут, что из семи отечественных НПЗ три простаивают, а остальные загружены менее чем на 25%, и поэтому при благоприятной конъюнктуре смогут значительно нарастить производство. Анализ состояния украинских НПЗ ставит под сомнение это утверждение», - пишет автор.
По его словам, НПЗ сегодня не в состоянии выпускать топливо, отвечающее хотя бы украинским стандартам, не говоря уж о европейских. Это, в частности, касается Херсонского НПЗ (к слову, стоит еще с 2005 года), а также еле живых Надвирнянского и Дрогобычского заводов, продукция которых попросту запрещена к использованию в Украине.
«Иная ситуация с Одесским НПЗ «Лукойла». Официально завод был остановлен в минувшем октябре на ремонт, однако истинной причиной источники в компании называют неспособность противостоять схемам безналогового импорта (через ДП «Ливела» и контрабандные поставки через Херсонский и Феодосийский порты), которые активно использовались осенью 2010 года. Но какое отношение это имеет к легальному импорту?», - отмечает автор.
Что касается 25-процентной загрузки работающих заводов, то, по словам Сергея Куюна, авторы рассматриваемого письма подразумевают отношение к проектным мощностям НПЗ, тогда как логичнее оценивать загрузку предприятий по реальной мощности, которая сегодня во многом ограничена мощностью вторичных процессов — каткрекингов и гидроочисток.
«При таком подходе окажется, что «ЛИНИК» загружен на 80—90% (на столько загружен заводской каткрекинг), до остановки Одесский НПЗ был загружен почти на 100% мощности (сам по себе этот завод маломощный). Это говорит о том, что упомянутые НПЗ не смогут существенно нарастить переработку», - считает эксперт.
Теоретически, по его словам, ощутимо увеличить переработку может «Укртатнафта». Ее загрузка, с учетом многочисленных аспектов по качеству, в 2010 году составит около 60%. «Но еще далеко не факт, что имеющийся потенциал можно эффективно задействовать», - отмечает автор.
Подробнее читайте в свежем номере «Зеркала недели» в статье Сергея Куюна «Кому уплатим «за кефир»?».