Специальные налоговые режимы зачастую являются наиболее эффективным инструментом компромиссной детенизации для микробизнеса, пишет в своей статье для ZN.UA старший экономист CASE Украина, член Несторивськой группы Владимир Дубровский.
"Большинство стран мира стараются поддерживать развитие микробизнеса, используя для этого различные инструменты… При этом налоговые режимы являются во многих случаях наиболее эффективным инструментом, особенно когда речь идет о компромиссной детенизации", - отмечает автор.
Среди преимуществ специальных налоговых режимов:
- не требуют бюджетных вложений (наоборот, за счет компромиссной детенизации могут даже увеличивать доходы);
- упрощают администрирование как для плательщиков, так и для государственных органов, экономят ресурсы;
- не требуют дополнительных организационных усилий (развертывания сети учебных заведений или микрокредитных учреждений);
- не создают дополнительных коррупционных уязвимостей, наоборот, уменьшают их путем детенизации и упрощения администрирования.
Такие режимы позволяют микробизнесу пользоваться многими преимуществами легального статуса, платя при этом умеренные налоги.
"Чем шире такие преимущества (правовая защита, доступ к программам помощи, другим ресурсам), тем выше может быть и налог, - правильный баланс определяется направлением миграции "в тень" или "из тени", - пишет Дубровский.
Чем сильнее институционально то либо иное государство, тем больший налог оно может себе позволить устанавливать для микробизнеса. Но в любом случае он не может превышать или даже достигать уровня общей системы, иначе компромиссная детенизация не сработает, подчеркивает эксперт.
Подробнее об усовершенствовании упрощенной системы налогообложения в Украине читайте в материале Владимира Дубровского "Упрощенка: не уничтожать, но усовершенствовать" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".