UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперт объяснил опасность идеи Банковой упростить смену целевого назначения сельхозземель

Один из законопроектов ОПУ Рада отклонила, но это не значит, что он не может возродиться под новым номером.

Верховная Рада отклонила законопроект №8178-1 об упрощении целевого назначения сельхозземель для дальнейшей застройки, однако это вовсе не означает, что от его философии откажется Банковая, которая этот проект и продвигала. Об этом пишет Георгий Могильный в статье для ZN.UA «Как законопроекты №8178-1 и 8225 превращают государство в «царя Мидаса».

Эксперт объяснил, какие важные нюансы для власти имел законопроект, отклоненный Радой. И почему он может появиться снова, уже под другим номером, в рамках возможной имплементации другого скандального закона -  №5655, ожидающего подписи президента.

Читайте также: По новому закону 5655 незаконное строительство будет фактически невозможно остановить - эксперт

В ОПУ уже договорились с рядом крупнейших инвестиционных компаний о начале их работы в Украине после нашей победы. И речь идет об инвестициях в объеме около 100 млрд дол.

Ставка делается и на те нормы, которые содержал законопроект №8178-1.

Эксперт напомнил слова заместителя главы офиса президента Ростислава Шурмы, презентовавшего в медиа №8178-1. Представитель ОП настаивает, что законопроект «создает условия для прихода в Украину миллиардных инвестиций, уничтожает коррупцию на земельном рынке и значительно облегчает жизнь бизнесу».

«Чтобы такое изменение провести, частному собственнику будет достаточно подать заявку в Государственный земельный кадастр (ГЗК). Проект закона №8178-1 не предусматривает принудительного отчуждения земель частной собственности для удовлетворения общественных потребностей, но официально направлен на достижение той же цели — частному бизнесу создают условия, при которых он сам добровольно бросится эти общественные потребности удовлетворять, используя для этого собственную землю», – пишет автор.

Освещая позитив законопроекта, представитель ОП безусловно прав только в одном.

«Никакого ощутимого негативного влияния на продовольственную безопасность и безумных потерь сельхозземель от этого закона не будет. К примеру, чтобы построить новое многоквартирное жилье даже для 10 миллионов переселенцев, хватит и 0,1% существующих в стране сельхозземель. Для целей промышленности потребности будут такого же порядка», – отмечает автор.

А вот со всем остальным есть нюансы.

По словам Могильного, иностранные компании ни прямо, ни косвенно не смогут стать владельцами дешевых сельхозземель, чтобы потом быстро изменить их целевое назначение и начать застройку, потому что сегодня это запрещено, и вопрос когда-то в будущем должен решаться на всеукраинском референдуме. Поэтому, как пояснил автор, иностранные компании смогут покупать только дорогую землю с измененным целевым назначением.

«На сколько отличаются цены сельхозземель и земель жилой, общественной или промышленной застройки? В зависимости от месторасположения участка эта разница составляет от десятков до сотен раз. Фактически каждый владелец земельного пая в Украине сможет за время превратиться в виртуального долларового миллионера — ему достаточно будет прислать в ГЗК заявление и изменить целевое назначение своей земли на максимально дорогое», – говорится в статье.

Вот только эти миллионы, как отметил Могильный, будут именно виртуальными, ведь спрос будет на десятые доли процента сельхозземель с таким измененным целевым назначением. Тот, кто правильно все рассчитает и будет иметь необходимые связи, абсолютно честно и легально превратится в долларового мультимиллионера, выступая посредником для инвесторов.

«Миллионерами также могут легко стать влиятельные люди со связями в банковском секторе, — земля всегда считалась ликвидным активом. Почему бы из банка не вывести ликвидности через кредиты с обеспечением виртуально дорогой земли под жилую или промышленную застройки?», – пишет Могильный.

Однако самая большая проблема, по его словам, заключается в том, что законопроект №8178-1 предусматривает возможность без учета или при отсутствии градостроительной документации и без разработки проектов землеустройства изменять назначение сельхозземель и на промышленные, и на жилые.

«Промышленные объекты размещают отдельно в отведенных для этого промышленных зонах не просто так, а с учетом санитарных требований и необходимости определить санитарно-защитные зоны (СЗЗ), в которых запрещено размещать жилье и социальную инфраструктуру. И эти зоны определяются в градостроительной документации или устанавливаются при разработке проектов землеустройства — тех, потребность в которых проектом закона отменяется», – добавил Могильный.

Жилье, как уже отмечалось выше, нуждается в значительном количестве социальной инфраструктуры. Для определения баланса территории и резервирования участков под социальную инфраструктуру, как указывает автор, следует разработать градостроительную документацию, и не любую, а детальные планы территории.

По словам Могильного, строить эту инфраструктуру обязаны местные власти, мнения которых о новой жилой застройке никто не спрашивает. В то же время, органы местного самоуправления не имеют права отчуждать для этих целей частные земельные участки и даже при наличии желания и финансового ресурса не смогут ликвидировать последствия бесконтрольной застройки территории жильем.

«В результате принятия законопроекта №8178-1 может возникнуть адский коктейль из промышленных объектов и жилья в СЗЗ этих объектов, что исключит возможность использования жилья или работу новых предприятий и приведет к отсутствию даже теоретической возможности обеспечить жильцов нового жилья необходимой социальной инфраструктурой. Если этот законопроект инициирован офисом президента, то, пожалуй, именно так и должно выглядеть обещанное президентом не просто восстановление разрушенного, а восстановление в новом современном качестве?», – подытожил Могильный.

Напомним, в ВРУ к голосованию готовили законопроекты №8178 и №8178-1, упрощающие механизм изменения целевого назначения сельскохозяйственных земель, а также №8225 и №7528, позволяющие принудительно изымать земельные участки во время восстановления. Глава Национального агентства по предотвращению коррупции Александр Новиков заявил, что все четыре документа полны коррупционных рисков.