Верховная Рада отклонила законопроект №8178-1 об упрощении целевого назначения сельхозземель для дальнейшей застройки, однако это вовсе не означает, что от его философии откажется Банковая, которая этот проект и продвигала. Об этом пишет Георгий Могильный в статье для ZN.UA «Как законопроекты №8178-1 и 8225 превращают государство в «царя Мидаса».
Эксперт объяснил, какие важные нюансы для власти имел законопроект, отклоненный Радой. И почему он может появиться снова, уже под другим номером, в рамках возможной имплементации другого скандального закона - №5655, ожидающего подписи президента.
В ОПУ уже договорились с рядом крупнейших инвестиционных компаний о начале их работы в Украине после нашей победы. И речь идет об инвестициях в объеме около 100 млрд дол.
Ставка делается и на те нормы, которые содержал законопроект №8178-1.
Эксперт напомнил слова заместителя главы офиса президента Ростислава Шурмы, презентовавшего в медиа №8178-1. Представитель ОП настаивает, что законопроект «создает условия для прихода в Украину миллиардных инвестиций, уничтожает коррупцию на земельном рынке и значительно облегчает жизнь бизнесу».
«Чтобы такое изменение провести, частному собственнику будет достаточно подать заявку в Государственный земельный кадастр (ГЗК). Проект закона №8178-1 не предусматривает принудительного отчуждения земель частной собственности для удовлетворения общественных потребностей, но официально направлен на достижение той же цели — частному бизнесу создают условия, при которых он сам добровольно бросится эти общественные потребности удовлетворять, используя для этого собственную землю», – пишет автор.
Освещая позитив законопроекта, представитель ОП безусловно прав только в одном.
«Никакого ощутимого негативного влияния на продовольственную безопасность и безумных потерь сельхозземель от этого закона не будет. К примеру, чтобы построить новое многоквартирное жилье даже для 10 миллионов переселенцев, хватит и 0,1% существующих в стране сельхозземель. Для целей промышленности потребности будут такого же порядка», – отмечает автор.
А вот со всем остальным есть нюансы.
По словам Могильного, иностранные компании ни прямо, ни косвенно не смогут стать владельцами дешевых сельхозземель, чтобы потом быстро изменить их целевое назначение и начать застройку, потому что сегодня это запрещено, и вопрос когда-то в будущем должен решаться на всеукраинском референдуме. Поэтому, как пояснил автор, иностранные компании смогут покупать только дорогую землю с измененным целевым назначением.
«На сколько отличаются цены сельхозземель и земель жилой, общественной или промышленной застройки? В зависимости от месторасположения участка эта разница составляет от десятков до сотен раз. Фактически каждый владелец земельного пая в Украине сможет за время превратиться в виртуального долларового миллионера — ему достаточно будет прислать в ГЗК заявление и изменить целевое назначение своей земли на максимально дорогое», – говорится в статье.
Вот только эти миллионы, как отметил Могильный, будут именно виртуальными, ведь спрос будет на десятые доли процента сельхозземель с таким измененным целевым назначением. Тот, кто правильно все рассчитает и будет иметь необходимые связи, абсолютно честно и легально превратится в долларового мультимиллионера, выступая посредником для инвесторов.
«Миллионерами также могут легко стать влиятельные люди со связями в банковском секторе, — земля всегда считалась ликвидным активом. Почему бы из банка не вывести ликвидности через кредиты с обеспечением виртуально дорогой земли под жилую или промышленную застройки?», – пишет Могильный.
Однако самая большая проблема, по его словам, заключается в том, что законопроект №8178-1 предусматривает возможность без учета или при отсутствии градостроительной документации и без разработки проектов землеустройства изменять назначение сельхозземель и на промышленные, и на жилые.
«Промышленные объекты размещают отдельно в отведенных для этого промышленных зонах не просто так, а с учетом санитарных требований и необходимости определить санитарно-защитные зоны (СЗЗ), в которых запрещено размещать жилье и социальную инфраструктуру. И эти зоны определяются в градостроительной документации или устанавливаются при разработке проектов землеустройства — тех, потребность в которых проектом закона отменяется», – добавил Могильный.
Жилье, как уже отмечалось выше, нуждается в значительном количестве социальной инфраструктуры. Для определения баланса территории и резервирования участков под социальную инфраструктуру, как указывает автор, следует разработать градостроительную документацию, и не любую, а детальные планы территории.
По словам Могильного, строить эту инфраструктуру обязаны местные власти, мнения которых о новой жилой застройке никто не спрашивает. В то же время, органы местного самоуправления не имеют права отчуждать для этих целей частные земельные участки и даже при наличии желания и финансового ресурса не смогут ликвидировать последствия бесконтрольной застройки территории жильем.
«В результате принятия законопроекта №8178-1 может возникнуть адский коктейль из промышленных объектов и жилья в СЗЗ этих объектов, что исключит возможность использования жилья или работу новых предприятий и приведет к отсутствию даже теоретической возможности обеспечить жильцов нового жилья необходимой социальной инфраструктурой. Если этот законопроект инициирован офисом президента, то, пожалуй, именно так и должно выглядеть обещанное президентом не просто восстановление разрушенного, а восстановление в новом современном качестве?», – подытожил Могильный.
Напомним, в ВРУ к голосованию готовили законопроекты №8178 и №8178-1, упрощающие механизм изменения целевого назначения сельскохозяйственных земель, а также №8225 и №7528, позволяющие принудительно изымать земельные участки во время восстановления. Глава Национального агентства по предотвращению коррупции Александр Новиков заявил, что все четыре документа полны коррупционных рисков.