Вместе с войной в Украине обострился вопрос непрофессионализма госслужбы и госуправления, но одновременно возник и уникальный шанс перезапустить это на новых рельсах. Об этом пишет экс-председатель Киевской ОГА, экономист и дипломат Михаил Бно-Айриян в своей статье на ZN.UA - "Дилемма выбора: продолжать брать или перезапускаться".
"В процессе общения с украинским бизнесом, который переживает беспрецедентную турбулентность, в несколько раз серьезнее, чем во время эпидемии ковида, можно часто услышать вопрос: "А где собственно правительство?". И тут дело даже не в правительстве как институте власти или премьеру, который как раз активно выступает публично, а больше в профессионализме его подчиненных — руководителей центральных органов исполнительной власти, которые явно отступили на задний план, институционально обнулились", - отмечает эксперт.
По мнению Бно-Айриана, с началом войны мы стали свидетелями того, о чем эксперты говорили не один год: последствий непрофессионализма госслужбы и госуправления.
"Это, пожалуй, один из главных вызовов, стоящих перед страной, — кто и как, собственно, будет поднимать Украину, а также решать другие чрезвычайно важные проблемы: предоставления жилья сотням тысяч беженцев, запуска экономики, перезапуска оборонной промышленности, создания сотен тысяч рабочих мест и возвращения миллионов беженцев в Украину", – отметил он.
Бно-Айриан подчеркнул, что нашей армии нужна сильная экономика и сильный тыл.
"Война, кроме театров военных действий, сейчас будет идти, прежде всего, на экономическом и гуманитарном фронтах. Нам действительно нужны сотни профессиональных решений в день. И четкое видение, куда мы движемся", - отметил он.
Поэтому сейчас государство должно честно задать себе три вопроса:
- Первый, способно ли государство в нынешнем виде решать стоящие перед страной задачи? Если нет, может ли оно в ближайшее время институционально перестроиться на новые рельсы? Если не способно, то можно ли свести к минимуму решение стоящих перед страной вызовов без вовлечения в этот процесс тысяч неэффективных чиновников разного уровня?
- Второй вопрос касается профессиональной госслужбы. Если мы хотим иметь успешную страну, нам нужен совершенно другой уровень государственного управленческого аппарата.
- И самое главное – относительно коррупции, которая всегда блокировала нормальные изменения в министерствах и ведомствах. Если сохранятся откаты и вносы за решения, которые были до войны, никакой сильной, дееспособной и эффективной центральной власти у нас не будет в принципе.
По словам Бно-Айриана, сегодня могут быть две концепции решения стоящих перед страной вызовов:
- Первая, традиционная, когда правительство усиливает центральный уровень власти и пытается управлять процессами само: планирует, ставит задачи, реализует.
- Вторая — когда правительство честно признает, что в нынешних реалиях институционально оно не способно управлять такими сложными процессами. А значит, нужно просто максимально "отпустить" управленческие вопросы и привлечь к решению задач крупный украинский бизнес (не путать с олигархическим), который институционально намного сильнее министерств и ведомств. То есть, не централизовать, распределять и контролировать, а создавать условия, делегировать и помогать.
"У нас тысячи крупных предпринимателей, которые могут очень быстро масштабироваться, параллельно создавая десятки и сотни тысяч рабочих мест. И этот предпринимательский дух следует сохранить и направить на создание новой страны", - подчеркнул эксперт.
"Сегодня уникальный шанс отбросить все старое и постараться перезапуститься на новых рельсах. Поэтому рецепт перестройки страны таков: сведение коррупции к минимуму, перезагрузка правительства с новыми, совершенно другими командами и, конечно же, максимальное вовлечение крупного неолигархического бизнеса в решение стратегических задач. Иначе этот самолет под названием "Украина" не взлетит", - добавил он.
Как писала ZN.UA, провальные конкурсы на должности в органах государственной власти, которые "слуги народа" отменяли в 2019-м в связи с карантином и только через год вернули, — бутафория и лицемерие. Повсюду на должности выводятся исключительно "свои" люди. И это уже никого не удивляет и не возмущает. Впрочем, как и то, что не разработаны и не внедрены показатели эффективности работы, как госслужащих на должностях, так и органов власти (KPI's). Читайте об этом в материале члена Общественного совета при НАДС, доктора философии в области управления человеческими ресурсами, CEO R&C Kyiv Group LLC Жанны Балабанюк "Госслужба: зарплаты с потолка и премии в 300 процентов".