Вся украинская монетарная политика строилась и строится вокруг твердой валюты, которая попадает на счета украинских предприятий и в руки наших сограждан. При этом процесс выпуска в обращение гривни и его регулирования привязан, в конечном счете, к тому, как много этой валюты они получили из-за границы и сколько туда же отправили.
Об этом пишет в своей статье для ZN.UA доктор экономических наук Сергей Кораблин.
"Наши попытки управлять денежным обращением, механически копируя центральные банки индустриальных стран, наивны. Ведь у нас нет ни одного массового ликвидного финансового актива, кроме… твердой иностранной валюты. Но сегодня и она в жесточайшем дефиците. В индустриальных же странах вопрос стоит иначе - их деньги и есть эта самая валюта. В основе ее финансового фундамента лежат акции и облигации собственников конечной продукции того самого глобального мегапредприятия", - говорится в статье.
По мнению Кораблина, Украина не имеет ни одного подобного атрибута: ни такой товарной массы, ни емкого рынка частных ценных бумаг, ни действующего механизма их оценки.
"Поэтому ключевой финансовой опорой гривни остается твердая иностранная валюта: есть ее поступления, и Нацбанк ее покупает, выпуская в обращение гривню. Если же этот поток обращается вспять, мы вынуждены продавать из резервов ту же валюту, изымая из оборота гривню, дабы предупредить ее обесценивание и скачки цен. Когда же средств в резервах остается критически мало, происходит валютный кризис, что и наблюдалось в 1998–1999, 2008–2009 и 2014–2015 гг", - говорится в статье.
"По этой схеме НБУ работает и сегодня. С тем лишь отличием, что официальный курс гривни он теперь не фиксирует. Но это и понятно: закон его к тому не обязывает, состояние экономики незавидное, валюта в дефиците, а подставляться под лишнюю критику желания нет никакого. Тем более что ее и так хватает. Вместе с тем это не оправдывает попыток Нацбанка убедить всех в ничтожной роли курса. Особенно когда вся страна является свидетелем громких офшорных скандалов и резкого роста числа обменных пунктов", - отмечает автор статьи.
Кораблин отмечает, что в периоды стремительного падения гривни резко падали цены на сырье, которое экспортирует Украина (зерно, металлы, простейшая химия).
"Как результат, у нас таяла экспортная выручка, сжимался бизнес, бюджетные поступления, доходы населения. Но поскольку обязательства государства и частного сектора более инерционны, обнажался дефицит валюты и бюджета. Завершающим аккордом служило истощение международных резервов и падение курса гривни", - объясниет Кораблин.
Напомним, Национальный банк Украины считает нормальным колебания курса в среднесрочной перспективе в диапазоне 10-20%, сказал директор департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ Сергей Николайчук.
Подробнее о курсе гривни читайте в статье Сергея Кораблина "Курсовая лихорадка: пауза между рецидивами" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".