UA / RU
Поддержать ZN.ua

Экономические проблемы Китая могут подтолкнуть Си Цзиньпина на отчаянные действия – Reuters

По мнению экспертов, вероятность войны между Китаем и США в ближайшее десятилетие может вырасти до 10%.

"Когда у плохих людей возникают проблемы, они делают плохие вещи", – сказал в августе Джо Байден, имея в виду, что Китай из-за своих экономических проблем превратился в "бомбу замедленного действия". Эксперты снижают целевой показатель роста экономики страны на весь год ниже официального уровня в 5%, пишет Reuters.

Однако в прошлом месяце, находясь во Вьетнаме, президент США заявил, что, по его мнению, Китай не будет вторгаться в Тайвань именно потому, что вторая по величине экономика мира замедляется: "На самом деле все наоборот – у него, вероятно, нет того потенциала, который был раньше". Кроме того, у председателя КНР Си Цзиньпина "сейчас очень много других дел".

Неудивительно, что Байден дает противоречивые сигналы о том, насколько опасен Китай для своих соседей, с которыми Соединенные Штаты создают сеть все более тесных союзов в области безопасности. Обзор новейшей истории показывает, что великие державы представляют угрозу независимо от того, находятся ли они на подъеме, пике или спаде, говорит историк Виктор Себестьен.

Читайте также: Politico: На выборах в Словакии лидирует пророссийский Фицо. Почему Украине не стоит волноваться

Он отмечает, что Германия, Франция, Британская империя, Османская империя и Австро-Венгрия вели войны как до, так и после своего пика. Нынешняя война России в Украине – это пример упадка державы, которая вторглась к своему соседу.

При этом Китай может быть особенно опасен, если его могущество действительно достигло пика. Это связано с тем, что Си может начать действовать по принципу "сейчас или никогда", считая, что если Народная Республика будет слишком долго ждать, чтобы заявить о своих претензиях на Тайвань или большие участки Южно-Китайского моря, то шансы на успешное военное вторжение снизятся. Пекин, безусловно, будоражит своих соседей. Например, на прошлой неделе он установил плавучий барьер у скалистого выступа в Южно-Китайском море, на который претендуют Филиппины, и Манила тут же его убрала.

Некоторые экономисты утверждают, что еще рано говорить о том, что Китай достиг своего пика. По их мнению, экономика страны с капиталом 19 трлн долл. может возобновить свое движение вверх, как только ей удастся справиться с огромным долгом, который после мирового финансового кризиса 2008 года удвоился и превысил 300% ВВП.

Читайте также: Путь ветерана: от ранения до возвращения домой

Однако проблемы долга, чрезмерных инвестиций, технологической "холодной войны" с США и растущего вмешательства государства в частный сектор имеют глубокие корни. Более того, Си, похоже, не желает идти на глубокие реформы, необходимые для выхода на более твердую траекторию роста. Даже если бы он это сделал, то после того, как лекарство подействует, сокращение численности населения рано или поздно сдержит рост страны.

Война между США и Китаем все еще кажется маловероятной: обе стороны знают, что экономические и человеческие потери вследствие конфликта могут быть катастрофическими. Но то, что в начале XX века экономики Европы были тесно переплетены, не помешало Первой мировой войне.

Многие соседи Китая – от Индии до Вьетнама и Филиппин – боятся, что он захватит часть их территории. Они были возмущены, когда в августе Китайская Народная Республика опубликовала новую "стандартную карту" Китая, в которую вошли один из индийских штатов, а также Тайвань и 90% акватории Южно-Китайского моря.

Читайте также: Apple объяснила, почему новые iPhone перегреваются

США и их западные союзники также обеспокоены тем, что Китай может нанести удар по Японии и Южной Корее – двум экономически важным для них государствам. Именно поэтому Америка укрепляет свои союзы со странами в Индо-Тихоокеанском регионе и наращивает расходы на оборону. Япония, например, планирует удвоить расходы на оборону до 2% ВВП к 2027 году. Вашингтон даже ведет переговоры о заключении крупной оружейной сделки со своим старым врагом Ханоем.

В то же время США и другие союзники вводят ограничения на экспорт в Китай таких технологий, как современные микросхемы. Они также стремятся сократить свою зависимость от ключевых китайских товаров, таких как важнейшие минералы и солнечные батареи.

Неудивительно, что Пекин воспринимает усилия Америки как попытку окружить его. Сочетание этих факторов со слабыми экономическими перспективами делает Китай особенно опасным в ближайшие годы, считает Майкл Бекли, профессор политологии из Университета Тафтса. Вероятно, риски в ближайшей перспективе возросли с тех пор, как Бекли пришел к такому выводу в книге "Зона опасности", автором которой он стал в прошлом году вместе со своим коллегой Хэлом Брэндсом. Отчасти это объясняется тем, что у экономики Китая сейчас больше серьёзных проблем, чем считало большинство наблюдателей, и тем, что Америка стремительно укрепляет свои альянсы. Даже европейские страны, которые достаточно спокойно относились к Китаю, становятся все более настороженными, в том числе из-за дружбы Си с Владимиром Путиным.

Читайте также: США впервые доставили на Землю образцы астероида

Однако эти же события означают, что период пиковой опасности может быть относительно коротким. Как только американский альянс укрепит свою оборонительную позицию, стоимость военных действий Пекина возрастет и он потеряет способность наращивать свои вооруженные силы за рубежом, если столкнется с финансовой нестабильностью у себя дома.

Вместе с тем, администрация Байдена пытается снизить напряженность. В последние месяцы ряд высокопоставленных американских чиновников встречались с китайскими коллегами, и Вашингтон надеется, что Си посетит Сан-Франциско для участия в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в ноябре. Однако трудно проводить политику, которая бы одновременно успокаивала и сдерживала Китай.

Читайте также: Lego отказалась от производства конструкторов из переработанных пластиковых бутылок

Более того, Соединенным Штатам трудно придерживаться мягкой позиции. Например, в июне Байден назвал Си "диктатором", что Пекин назвал "провокацией". Если Дональд Трамп победит на президентских выборах в следующем году, он может занять более жесткую позицию, учитывая, что многие политики-республиканцы настроены по отношению к Китаю особенно враждебно.

Несмотря на дипломатию, напряженность в отношениях между двумя странами растет. Индекс риска в отношениях между двумя странами, рассчитываемый Goldman Sachs на основе мониторинга упоминаний в прессе о напряженности в Тайваньском проливе, вырос до 72 с однозначных цифр в начале 2020 года. По мнению Бекли из Тафтса, вероятность войны в ближайшее десятилетие может вырасти до 10%.

Конечно, трудно назвать какую-либо цифру геополитического риска. Но даже низкая вероятность катастрофических событий, безусловно, является поводом для большего беспокойства, чем дольше сохраняются экономические проблемы Китая. Компаниям и инвесторам стоит учитывать данный риск.