На первый взгляд договоренность Киева с кредиторами о реструктуризации долга была триумфом. После долгих месяцев переговоров Киев и комитет кредиторов, в который входят инвестиционные компании Franklin Templeton и BTG Pactual, пересмотрели украинские долговые обязательства по международным бондам, стоимостью 18 миллиардов долларов.
Выплаты были отложены на четыре года, а это значит, что украинскому правительству до 2019 года не придется думать о них. Также долг Украины будет сокращен на 20%. И эта сделка лучше, чем кто-либо мог надеяться.
Об этом сегодня пишет The Economist, добавляя, что соглашение Киева с кредиторами стало тем редким случаем, когда стороны договаримаются о реструктуризации без объявления дефолта. В последнее время это удалось только Греции. В начале переговоров кредиторы вообще отказывались говорить о каких-либо списаниях, настаивая, что отсрочки выплат будет вполне достаточно, чтобы уменьшить нагрузку на украинскую экономику. Однако угрозы Киева "наложить мораторий на долговые выплаты", или другими словами объявить дефолт, видимо, подействовали на держателей бондов.
Позиция Украины была сильнее, чем могло показаться, благодаря позиции МВФ, который выдал ей 11 миллиардов долларов за последний год, несмотря на войну в Донбассе. Украине нужна дальнейшая помощь, чтобы оставаться платежеспособной и рассчитываться с кредиторами. Фонд собирается выдать еще 11 миллиардов долларов до 2018 года, а также требует от Украины сократить соотношение долга к ВВП до 71% к 2020 году.
Несмотря на достигнутое соглашение о реструктуризации, Киев смог добиться одного из требований, которое касается списания части долгов. Правительство и кредиторы также говорят о том, что Украина пытается выполнить условие относительно давления долгов на ВВП, что позволило бы возобновить экономический рост. Тогда бы МВФ мог дальше выдавать кредиты.
Но это выглядит слишком оптимистично. К концу года ВВП Украины составит 70 миллиардов долларов. Падение в денежных показателях будет составлять 60% за последние два года. В этом году ВВП сократился на 17% в первом квартале и на 15% - во втором. Поэтому требование о сокращении давления долгов на экономику до сих пор остается, мягко говоря, сложным вызовом.
Кроме того, еще 50 миллиардов государственного и гарантированного государством долга не были предметом переговоров. Таким образом соглашение с кредиторами принесло незначительное облегчение Украине, сократив общую сумму частного и государственного долга с 71 миллиарда до 67 миллиардов долларов. Гривна до сих пор слаба, а инфляция достигает около 60%. И долгосрочные перспективы не на много лучше. Даже если война закончится завтра, стране потребуются десятки миллиардов долларов, чтобы отстроиться.
В это же время, издание Financial Times в редакционной статье писало, что у Украины появился шанс провести успешно реформы. Ее влада должна продемонстрировать политическую волю провести широкие реформы в судебной системе, подавить коррупцию, обуздать олигархов и улучшить инвестиционный и бизнес-климат.
Вместе с тем, глава фонда Кристин Лагард ранее отмечала, что у МВФ есть инструмент, который позволит кредитовать Украину даже в случае дефолта.