Глава НБУ Яков Смолий пояснил, что имел в виду, когда говорил о систематическом политическом давлении, из-за которого он был вынужден написать заявление об отставке. По его словам, речь идет о кампании, которую развернули ряд народных депутатов, а также о действиях Совета Национального банка и его председателя Богдана Данилишина.
В ходе онлайн-встречи с представителями бизнеса в четверг, 2 июля, Смолий упомянул проект постановления об оценке деятельности НБУ, утвержденный профильным комитетом Верховной Рады. А также судебные иски и попытку 64 депутатов обжаловать в Конституционном суде так называемый банковский закон. По мнению Смолия, эти депутаты действуют в интересах бывших владельцев «Приватбанка», в частности олигарха Игоря Коломойского.
«Народные депутаты хотят сорвать сотрудничество с МВФ - только утверждение этого закона было маяком нашей текущей программы… А также хотят "помочь" в борьбе за «Приватбанк», - пояснил глава Нацбанка.
Еще одним элементом давления он назвал публичную критику правления регулятора Советом НБУ и его председателем Богданом Данилишиным.
«Мы видим прямую политическую мотивированность позиций и решений некоторых отдельных членов Совета НБУ, в частности главы. Я напомню, что глава Совета неоднократно публично высказывал свои позиции относительно переговоров с бывшими собственниками «Приватбанка», де-факто о возврате им уже здорового банка, который государство докапитализировало», - добавил Смолий.
Он также напомнил об отказе Совета НБУ включить в повестку дня 30 июня продление полномочий замглавы правления Нацбанка Олега Чурия, каденция которого заканчивается 10 июля. Такие действия Совета правление НБУ считает необоснованными.
«При том давлении, в котором мы живем уже больше года…, когда на белое говорят черное, когда низкая инфляция – это "катастрофа для Украины"…, невозможно дальше делать вещи, которые мы делаем. Это мой вызов для того, чтобы сохранить независимость центрального банка, сохранить ту институциональную функциональность, которую мы старались выдержать», - подытожил Смолий.
Как сообщалось, 1 июля глава правления НБУ Яков Смолий написал заявление об отставке. Свой шаг он пояснил систематическим политическим давлением, которое не давало ему эффективно выполнять должностные обязанности. Незадолго до написания заявления Смолий сообщал о планах руководить Нацбанком до 2025 года – срока окончания подписанного в 2018-м семилетнего контракта.
В случае увольнения Смолия, временно руководить НБУ будет его заместительница Екатерина Рожкова. Правление НБУ поддержало главу, подтвердило факты давления и сообщило о готовности продолжать работу для поддержания макроэкономической стабильности.
Среди основных претендентов на нового главу действующий председатель правления «Укргазбанка» Кирилл Шевченко.
На следующий день профильный комитет Рады поддержал отставку главы НБУ, против голосовали только депутаты от «Голоса» и «Европейской Солидарности».
В Офисе президента заверили, что обеспечение независимости НБУ остается «безусловным приоритетом» главы государства.
Послы стран «Большой семерки» прокомментировали отставку главы Нацбанка через несколько часов после официального объявления о таком решении Смолия. Послы G7 отметили, что независимость Нацбанка является фундаментальным достижением для Украины. Именно это способствовало экономическому росту и спасло обанкротившийся банковский сектор. С аналогичным заявлением выступил МВФ.
Заявление Якова Смолия об отставке стало следствием продолжительного давления со стороны Офиса президента. Камнем преткновения стали вопросы эмиссии и возврата денег Игорю Коломойскому и братьям Суркисам. Подробнее об обстоятельствах и прогнозируемых последствиях отставки главы НБУ читайте в статье Юлии Самаевой «Между Банковой и Нацбанком» в ZN.UA.