Поставки топлива в Украину растут - каждый день в страну заходят более 230 машин с горючим. Однако при этом растет и его потребление, что чревато новыми рисками для рынка топлива. Об этом написал директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн в колонке для НВ.
Текущая ситуация
По его совам, ажиотаж на столичных заправках мало-помалу спадает: «Докладываю. Очередей за автогазом вообще нет. Единственное исключение — станции, где газ продается по 37 грн/л (в основном 42−45 грн/л). Несколько АЗС с дизтопливом были вообще без очередей или стояло 5−10 машин, что вообще сложно считать очередью (на фоне майских событий). За бензином — 20−30 машин», - написан он.
По его наблюдениям, по автомобильному импорт газа уже превысил ожидания, по дизтопливу рынок понемногу выходит на прогнозные показатели, по бензину все еще не дотягивает 20-25%.
"В июне количество поставщиков дизтоплива выросла в полтора раза и достигла почти 100, вдвое меньше (но на треть больше, чем в мае) — импортеров автогаза (45), по бензинам — 27 (21)", - сообщил Куюн.
По его словам, сейчас на топливном рынке работает более полутора сотен компаний. По бензину и ДТ количество импортеров выросло вдвое по сравнению с довоенным.
"Я не буду говорить, что проблемы кончились, до этого еще очень далеко. Поставки растут, но и потребление не стоит на месте. Возвращаются люди, активизируется бизнес. А в августе-сентябре нас ждет сезонный пик потребления. Но рынок делает свое дело. В Европе украинцы выгребли все свободные бензовозы, размещенные заказы на производствах. Каждый день в страну заходит более 230 машин с горючим. Трудно, но растет снабжение железной дорогой, здесь сохраняется наиболее мощный потенциал для увеличения импорта. Есть и некоторые другие интересные сдвиги", - сказал эксперт.
Потенциальные риски
Основные проблемы в топливной логистике сейчас нарастают в Европе. Тамошние операторы рынка, - поставщики, судовладельцы, перевозчики, чувствуя спрос со стороны Украины, завышают цену. На рынке появляются аферисты. Есть проблемы с банковским обслуживанием сделок.
В свою очередь, крупные поставщики очень осторожно относятся к Украине. Поговаривают, что такие рекомендации им предоставляют непосредственно чиновники, мол, не торопитесь.
"Поэтому особого профицита ждать пока не следует. Каждую машину наши трейдеры буквально выгрызают. Сейчас главная цель — обеспечить текущий растущий спрос и создать резерв под август-сентябрь. Да и вообще, он должен быть у воюющей страны", - резюмировал эксперт.
Ранее сообщалось, что Госпродпотребслужба требует проверок горючего на АЗС или через два-три месяца в Украине не на чем будет ездить.