UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что тормозит вступление Украины в ЕС сейчас: названы три составляющие

Есть несколько факторов, усложняющих движение Украины к европейской мечте.

Из-за отсрочки решения евроинтеграции Украины в разных стран Европейского Союза появились политические разногласия. Почему именно перенесли фактическое начало переговоров о вступлении Украины в ЕС, пишет в своей статье для ZN.UA Чрезвычайный и Полномочный посол Украины, председатель ГО «Центр новых решений» Константин Елисеев «Вступление Украины в ЕС: 100 дней без переговоров. 100 дней до переговоров».

Читайте также: Европейский союз поздравил Армению с ратификацией Римского устава

Первой причиной перенесения сроков фактического начала переговоров стали завышенные ожидания в самой Украине. При этом ожидалось, что за 100 дней украинские власти выполнят четыре рекомендации, определенные в отчете Европейской комиссии о прогрессе Украины за 2023 год. В частности, речь шла о таких законопроектах:

Очікувалося, що за цей період українська влада завершить належне виконання чотирьох рекомендацій, визначених у звіті Європейської комісії про прогрес України за 2023 рік. Йдеться про ухвалення таких законопроєктів:

про посилення спроможності НАБУ;
щодо національних меншин;
про лобіювання;
розширення можливостей НАЗК.

Главы Евросоюза предстали перед дилеммой: продолжение уникального «турборежима» в процессе обретения Украиной членства в ЕС, с одной стороны, не обеспечивало «исторического прорыва» на украинском треке, а с другой — усиливало электоральное раздражение граждан ЕС от искусственного геополитически мотивированного ускорения и угрожало ослаблением позиций «здоровых» европейских политических сил на выборах.

Именно такой прагматический выбор получил воплощение в неожиданной для многих в Украине и странах-лоббистах нашего государства в ЕС позиции президентки Еврокомиссии Урсули фон дер Ляен по одобрению переговорной рамки и началу вступительных переговоров не в марте, а в июне 2024 года. Это символизировало формирование консенсуса среди ключевых европейских лидеров по поводу дальнейшего алгоритма вступительного процесса Украины.

Читайте также: Кулеба: Именно Украина вывела Европейский Союз из "комы нерасширения"

Руководствуясь этими соображениями, Еврокомиссия подготовила оставшийся без содержательного рассмотрения Совета ЕС по общим вопросам проект переговорной рамки, а Европейский Совет приветствовал прогресс Украины в продвижении реформ на пути в Евросоюз и пригласил Совет ЕС как можно быстрее одобрить переговорную рамку. В то же время было оставлено без ответа предложение стран — адвокатов Украины по определению конкретных временных рамок такого решения, в частности, «до конца июня 2024 года».

Другим мощным фактором, затормозившим украинский интеграционный спринт, стала нерешенность вопроса об открытии вступительных переговоров с Боснией и Герцеговиной. Во многих европейских столицах, в частности Вене, Загребе, Афинах, Будапеште и т.п., сформировалось определенное раздражение из-за дисбаланса внимания ЕС в контексте расширения между балканским и восточным треками. Поэтому решение мартовского заседания Европейского Совета дать зеленый свет открытию вступительных переговоров с Боснией и Герцеговиной стало результатом сложного политического компромисса между ярыми адвокатами балканского трека - Хорватией, Австрией и Венгрией - и лоббистами Украины и Молдовы - странами Балтии, Польшей.

Читайте также: Румыния поддерживает Украину на ее пути в Европейский Союз – Йоханнис

В высших политических кругах ЕС сложилось общее понимание того, что два трека — балканский и восточный — не должны мешать друг другу, а идти по возможности параллельно. Следовательно, есть основания полагать, что дальнейший путь Украины к членству в ЕС будет во многом связан с динамикой Боснии и Герцеговины. Балканские лоббисты будут максимально использовать «украинскую карту» для искусственного ускорения членства этого важного для многих европейских стран государства.

Нельзя также забывать о том, что, несмотря на признание политики расширения самой успешной политикой ЕС, этот процесс никогда не был простым. Опыт предыдущих волн постепенно добавлял новые рекомендации и требования ЕС. Недаром в Брюсселе постоянно подчеркивают, что процесс вступления в ЕС по-прежнему основан на установленных критериях и условиях. Да, это позволяет любой стране в процессе продвигаться вперед на основе собственных заслуг. Каждая страна сама способна определять скорость своего вступления. Однако это отнюдь не означает, что необходимые критерии на пути к членству могут быть отменены, требования смягчены, а движение ускорено. С годами фильтр европейской интеграции стал действительно очень плотным, и он вряд ли пропустит подходы и меры страны-кандидата, несовместимые со стандартами ЕС, тем более в части фундаментальных устоев.

Польские фермеры продолжают блокировать движение грузовиков через два пропускных пункта на границе с Украиной. А со 2 апреля протестующие планируют блокировать еще один пункт пропуска.