UA / RU
Поддержать ZN.ua

Частники жалуются на неподъемное ценообразование на выполнение работ для Минобороны

Эксперт объяснил, почему выполнение работ в интересах МОУ не выгодно частным предприятиям и может помешать выполнению гособоронзаказа.

Предложенное частникам ценообразование от МОУ является для них неподъемной глыбой, пишет в своей статье для ZN.UA Валентин Бадрак, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения.

По его словам, в отличие от большинства государств-производителей ВВТ (вооружений и военной техники), на отечественной окраине оборонки теснятся частные предприятия, несмотря на то, что три десятка частных структур сегодня производят уже почти две трети всего объема специфической продукции.

Читайте также: Обязательство экспортеров согласовывать с Минобороны экспортные товары создало коррупционную кормушку

"К счастью, заказчики выбирают ВВТ не по принципу принадлежности предприятия к государственному или частному сектору. Подтвержденные характеристики техники входят в тренд - все-таки война. Но к частному сектору все же особенное отношение", - говорится в статье.

Глава правления ХК "Укрспецтехника" (разработчик и производитель РЛС и средств РЭБ) Вера Кошевая говорит, что внутренние инструкции военного ведомства порой шокируют.

"Особенно это касается приемки и ценообразования. В последнем случае вообще используется приказ бывшего министра обороны Павла Лебедева, согласно которому предприятие не имеет права указывать прибыль на изделие более 15% фактической стоимости" - говорит она.

"И это вопреки повсеместной убежденности, что упомянутый чиновник вообще работал на соседнюю страну", - отмечает автор статьи.

"Руководитель НПП "Атлон Авиа" Артем Вьюнник тоже не скрывает, что на практике выполнение работ в интересах Минобороны не выгодно предприятиям - ценообразование является такой неподъемной глыбой, что порой легче отказаться от контракта. Не все улажено и в сфере интеллектуальной собственности. Например, директор НПФ "Адрон" (разработчик систем защиты летательных аппаратов от высокоточного оружия и управляемых бомб) Николай Архипов тоже не скрывает удивления по поводу отказа включать в контракты роялти. Как тогда вообще выжить предприятию, которое не производит, но создает оружие? Тех, кого в мире ценят больше всего, у нас отталкивают. Вопрос роялти в свое время пытались включить в законопроект о производстве ВВТ, но как и другой неизменно критикуемый проект закона - о военно-техническом сотрудничестве - пока отодвинули на неопределенный срок. Вместо стимулирования частных предприятий гарантиями или хотя бы участием в испытаниях новых ВВТ государство само создает предпосылки их отказа от взаимодействия", - говорится в статье.

По словам Бадрака, именно отсутствие вменяемых правил игры на украинском рынке расширяет круг согласований и сдерживает своевременное исполнение гособоронзаказа на 2016 год, утвержденного накануне.

"Высокие должностные лица с пафосом говорят о переходе на натовские стандарты. А ведь украинские сертификаты не признаются на Западе. В стране нет ни одной испытательной лаборатории, касается ли это шлемов или тестирования бронетранспортеров на минную устойчивость. Частный сектор мог бы решать задачи таких инвестиций, но для этого необходимо оформление отношений с государством. А сегодня государству частник не верит…", - говорится в статье.

Как ранее писал Бадрак в своей статье для ZN.UA "Оружейное испытание президента", президент, похоже, всерьез обеспокоился перевооружением сил обороны страны, что крайне важно по многим причинам.

Подробнее о перспективах выполнения гособоронзаказа читайте в статье Валентина Бадрака "Гособоронзаказ-16. Дело в деталях" в свежем выпуске еженедельника "Зеркала недели. Украина".