UA / RU
Поддержать ZN.ua

Цену закупки топлива для "Укрзалізниці" завысили на основании недостоверных данных от "Держзовнішінформа"

Обстоятельства январской закупки "Укрзалізницей" топлива расследуют детективы НАБУ.

Центр обеспечения производства "Укрзалізниці" (ЦОП) полностью удовлетворил требование компании "ВОГ Аэро Джет" по пересмотру цен на дизельное топливо в январе и доплатил за него около 100 млн грн, используя для обоснования своего решения справку госпредприятия "Держзовнішінформ" (ДЗИ), в которой указаны недостоверные сведения о рыночных ценах на топливо.

Об этом в своей статье для ZN.UA пишет директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.По его словам, "Держзовнішінформ", формально подчиняющийся Минэкономики, неоднократно оказывался в эпицентре коррупционных скандалов в сфере госзакупок. В данном случае, ДЗИ выдал "Укрзалізниці" справку с заниженным рыночным уровнем цен на ДТ в декабре, что позволило ВОГ потребовать повышения цены топлива на 10%.

"ДЗИ, ВОГ и ЦОП разработали своеобразное ноу-хау: если раньше предметом скандалов становились справки с явно завышенными ценами, то в январе 2017 года было сделано наоборот – задним числом выдана справка о низком уровне цены в декабре, что дало требуемую динамику роста! Так, если на день проведения самого крупного тендера 22 декабря 2016 г по данным "Консалтинговой группы А-95" средняя рыночная цена на вагонные партии дизельного топлива составляла 20830 грн/т, то согласно справочке ДЗИ – 18500 грн! Но информация эта - закрыта, о наличии такой справки сообщили источники в "Укрзализныце" и правоохранительных органах", - говорится в статье.

Куюн отмечает, что без справки от ДЗИ январская закупка топлива стала бы для менеджеров ЦОП УЗ прямым путем в тюрьму.

"Почему цены 18500 грн/т 22 декабря на рынке не было? Для начала, она противоречит данным других агентств. Во-вторых, она в определенной степени противоречит данным самого ДЗИ! Как показано на диаграмме, данные ДЗИ о ценах на дизтопливо в декабре-январе, собранные из разных источников, в целом коррелируются с данными "Консалтинговой группы А-95". Исключение составляет один день – 22 декабря 2016 года. Собранные из разных источников данные показывают: ценовая справка ДЗИ от 20 декабря – 20370 грн/т; 21 декабря – 20420 грн, а согласно предъявленной в конце января справке ДЗИ цены на 22 декабря была уже 18500 грн/т или рухнула за день на 9,6%!..", - подчеркивает автор.

Куюн отмечает, что январский пересмотр "Укрзалізницею" цен на топливо уже стал для НАБУ достаточным основанием для открытия уголовного производства.

Читайте также: Средства "Укрзалізниці" отмывают через фирмы, связанные с братьями Дубневичами – Омелян

Напомним, в конце января Центр обеспечения производства "Укрзалізниці" (ЦОП) закупил дизельное топливо у компании "ВОГ Аэро Джет" по цене, почти на 20% большей, чем было обещано трейдером на тендерах.

Ранее в интервью для ZN.UA министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян рассказал, что менеджмент "Укрзалізниці" осуществляет закупку топлива и комплектующих для нужд компании по необоснованно завышенным ценам, в то время как тендеры на закупки проводятся с нарушениями.

По его словам, при колебании рыночной цены в пределах 3–5% цена договора на закупку дизельного топлива в УЗ. повышается на 10%. Указанная схема использовалась в марте 2016-го, но 25 января была использована вновь. Ориентировочная сумма потерь составляет 150–200 млн грн.

Подробнее о злоупотреблениях менеджмента УЗ при закупке дизельного топлива читайте в статье Сергея Куюна ""Укрзалізниця" сдает назад-2 " в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".