Дефицит государственного бюджета по итогам 2010 года оказался на 19% больше запланированного показателя не в последнюю очередь «благодаря» новоназначенному главе НБУ Сергею Арбузову, который, по сведениям источников ZN.UA, в конце прошлого года отказался включить «печатный станок» в пользу запросов правительства.
Об этом в свежем номере «Зеркала недели. Украина» пишет Андрей Алексеев в статье «Инвестпроекты: точки роста или почва для мегакоррупции?».
«Очень популярна в парламентско-правительственных кабинетах идея использования золотовалютных резервов Нацбанка на что угодно - от финансирования незаконченных строек до выплат компенсаций вкладчикам «Сбербанка СССР». Запросы власти всегда серьезно превышают ее финансовые возможности», - пишет автор.
И в этой ситуации, отмечает он, очевидно, насколько критична способность новоназначенного главы НБУ использовать главное слово в банкирском лексиконе - «нет» - в общении с наиболее влиятельными лицами в президентском окружении.
Так, по сведениям источников ZN.UA, в конце 2010 года новоназначенный глава НБУ Сергей Арбузов сумел проявить характер, отказав правительству в дополнительной эмиссии гривни, понадобившейся правительству для латания бюджетных дыр.
Возможно, дополнительные средства могли понадобиться правительству для покрытия дефицита НАК «Нафтогаз України», отсутствие информации о размере которого заставляет подозревать, что свести его к приемлемым цифрам в 2010 году не получилось.
Однако, говорится в статье, тогда у Арбузова было хорошее оправдание: объемы эмиссии (рост денежной базы) вплотную приблизились и даже превысили к предельные цифры, установленным соглашением с МВФ, миссия которого на нынешней неделе начала работу в Киеве. Напомним, согласно меморандуму, подписанному между Украиной и МВФ, рост монетарной базы в 2010-м должен был составить максимум 14% и не превышать 225 млрд грн, тогда как в действительности рост составил 15,8%, т.е. на 677 млн грн больше допустимого.
К тому же обеспечение ценовой стабильности, закрепленное как главная задача НБУ последними изменениями к профильному закону, предусматривает крайне осторожное использование эмиссионных механизмов, какими бы благими целями оно ни обосновывалось.
«Впрочем, если судить по недавно опубликованным программным интервью г-на Арбузова, нынешнему руководству НБУ вовсе не чужды идеи разного рода стимулирующих мер для возобновления кредитования экономики. Задача, конечно, актуальная, однако серьезную тревогу вызывает потенциальное использование эмиссионных механизмов для финансирования сугубо частных интересов», - отмечает Алексеев.
Подробнее о том, за чей счет будет покрыта многомиллиардная брешь в финансировании инвестиционно-инновационных проектов правительства, читайте в статье Андрея Алексеева «Инвестпроекты: точки роста или почва для мегакоррупции?» в ближайшем номере «ЗН.Украина».