UA / RU
Поддержать ZN.ua

Скандал вокруг Uklon: что произошло и в чем обвиняют сервис

Редакция ZN.UA извиняется перед читателями за предыдущую версию заголовка, который мог создать неправильное впечатление о позиции издания.

В последние недели в адрес компании Uklon в сети появилось немало обвинений, пишет "Экономическая правда". Говорят о  работе во время комендантского часа, "заоблачных" тарифах, оптимизации налогов и деятельности без лицензии.

Кто раздул скандал

С середины февраля в анонимном телеграмм-канале со скандальной репутацией "Джокер", который ассоциируют с Офисом президента, начали появляться провокационные сообщения о работе сервиса такси Uklon. С использованием нецензурной лексики анонимы писали, что компания якобы не платит налоги, оказывает услуги во время комендантского часа, а также сотрудничает с действовавшей в РФ платежной системой.

Читайте также: Депутат из фракции Зеленского лоббировал гастроли российского рэпера Элджея, который выступал в оккупированном Крыму - "Схемы"

Одно время, вероятно, из-за анонимного статуса телеграмм-канала, на эти сообщения никто не реагировал.

В середине марта сайт ТСН выпустил текст о работе Uklon во время комендантского часа. В тексте отмечалось, что в час ночи приложение предложило автору вызвать такси за 575 грн, однако заказ никто не принял. После повышения цены до максимально разрешенной (более 2,2 тыс. грн) водитель быстро нашелся.

Более того, стало известно, что деньги, полученные с путешественников ночью по сверхвысокому тарифу, перечисляют, используя Fondy – сервис по предоставлению услуг онлайн-платежей и электронной коммерции. Fondy в 2013 году основала Валерия Вагоровская. Сервис работает во многих странах Европы. По данным YouControl, Вагорска является главным бенефициаром ООО "Финансовая компания "Элайенс", через которую работает Fondy.

В сообщениях анонимных телеграмм-каналов говорится, что Fondy работала в РФ, в частности, после 2014 года. В компании отмечают, что она действует в рамках законодательства Украины и не сотрудничает с государством-террористом.

Читайте также: Топ-15 компаний получают 50% государственных денег за лекарства – чей это бизнес

В начале 2023 года Национальный банк Украины проводил перелицензирование платежных систем, и Fondy ее прошла. Заметим, что Fondy используют тысячи компаний для денежных переводов, а во время войны для украинцев важно иметь легальные и безопасные сервисы, которыми не пользуются в преступных целях. И за это полную ответственность несет регулятор, а именно Нацбанк.

К тому же, в НБУ не могут не знать, что Uklon использует в Украине оригинальную схему уклонения от уплаты налогов, а также работает через Кипр.

Читайте также: Треть украинцев рассматривает расследование о нарушениях бизнеса  как давление со стороны правоохранителей – соцопрос КМИС

Одно из самых серьезных обвинений – уклонение Uklon от уплаты налогов в Украине. Она касается доходов и водителей-партнеров, и самой компании. Uklon не отвечает за налоги водителей, потому что позиционирует себя как райдхейлинг-сервис. Фирма только предоставляет площадку, через которую водители оказывают услуги по доставке пассажиров. Компания не нанимает их на работу, потому не отвечает за уплату ими налогов.

Другое серьезное обвинение – работа через Кипр. В структуре Uklon есть юридическое лицо на Кипре. По данным Youcontrol, учредителями ООО "Уклон Украина" Дмитрий и Виктория Дубровски (по 38,46%), Виталий Дятленко и Сергей Смусь (по 11,54%). В то же время у компании есть подконтрольная фирма на Кипре – Uklon Ltd. Об этом там говорят открыто. Регистрация компаний на Кипре – обычная практика для украинского бизнеса. Эта юрисдикция позволяет оптимизировать налоги, ведь там действует едва ли не самая маленькая в Евросоюзе ставка налога на прибыль – 12,5%.

Итак, Uklon Ltd. не платит в бюджет Кипра налоги с доходов, полученных в Украине, имея при этом схему налоговой оптимизации, позволяющую ей не платить налоги за наемных водителей.

Что об этом говорят в компании

Uklon – единственный сервис, работавший во время комендантского часа. Как отмечал генеральный директор компании Сергей Гришков, "работали для людей, у которых случились экстренные случаи".

В июне 2023 года в Uklon рассказали, что вызвать такси во время комендантского часа можно при условии, если водитель имеет специальный пропуск. Теперь сервис подачи такси по запросу полиции прекратит работу во время комендантского часа.

Большинство упреков о "завышенных" ценах там считают манипуляцией. В Uklon также говорят, что у ее платежной системы есть необходимые лицензии и согласования от регулятора – Национального банка Украины.

Ранее мы писали о том, что в Украине действует процедура обязательного технического осмотра, которая проводится по государственным стандартам.