Нигде в мире земля не является целевым объектом рынка. В мире в среднем за год продается не более 2% площадей земельных участков. Земля, как правило, является вынужденным объектом рынка, когда крестьяне вынуждены ее продавать. Причины этого очень разные: от смерти фермера или потери им трудоспособности до предложения высокой цены на рынке, значительно превышающей доход от сельскохозяйственного производства. Речь идет именно о землях сельскохозяйственного назначения. И в Украине уже давно назрела необходимость именно в таком вынужденном рынке земли. Ведь за 25 лет после начала паевания сельхозземель уже около 800 тыс. земельных паев общей площадью почти 3,5 млн га стали выморочным наследством.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Павел Гайдуцкий, академик НААН, директор Института стратегических оценок при Президентском фонде Леонида Кучмы "Украина". По его словам, это в первую очередь объект вынужденного рынка земельных участков.
"Но умершие крестьяне так и не сумели воспользоваться этим правом. Кто этой землей смог или сможет воспользоваться? Прежде всего агрохолдинги, которые держат эти паи в аренде. И это им очень выгодно, потому что они не знают (?) (и не хотят знать), кому платить арендную плату. Отсюда очевидные бизнес-интересы противодействия рынку земли", - отмечает эксперт.
Подробнее о проблемах с запуском рынка сельхозземель читайте в статье Павла Гайдуцкого "Рынок земли: как вывести его из ступора?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".