UA / RU
Поддержать ZN.ua

Юрий Туныця: "Саммит ООН по развитию дает шансы на устранение причин военных конфликтов"

25–27 сентября т.г. в Нью-Йорке состоится Всемирный саммит по вопросам развития. По мнению автора идеи Экологической Конституции Земли академика НАН Украины Юрия Туныци, саммит для Украины является благоприятной возможностью еще раз попытаться на международной арене общими усилиями "принудить к миру" Россию.

Автор: Святослав Краевский

Воспользуется ли ими Украина?

25–27 сентября т.г. в Нью-Йорке состоится Всемирный саммит по вопросам развития.

Сущность "устойчивого развития", как известно, состоит в решении экономических, экологических и социальных проблем в едином пакете, что, безусловно, возможно только в условиях мира и надежной безопасности. Готова ли Украина, которая ведет сегодня тяжелую оборонительную войну против российского агрессора, принять полноценное участие во всемирной дискуссии по мирному развитию человечества? Все ли сделано со стороны МИД, Минэкономразвития и Минприроды для подготовки украинской делегации к саммиту?

По мнению автора идеи Экологической Конституции Земли академика НАН Украины Юрия Туныци, саммит для Украины является благоприятной возможностью еще раз попытаться на международной арене общими усилиями "принудить к миру" Россию.

- Захватническая война России, сопровождаемая огромными человеческими жертвами, кроме прочего, усложняет и без того критическую экологическую ситуацию в Донецком регионе. Две трети шахт заполнены токсичными жидкостями. Разорены земли, уничтожена инфраструктура и целые населенные пункты. Загрязнены водоемы, из которых нечистоты плывут уже и в... Ростовскую область. О каком развитии можно говорить в условиях войны?

Очевидно, МИД и президент Украины именно по этой причине еще не определились с окончательной концепцией участия нашей делегации в саммите и с тем, кто ее возглавит?

- Согласно Резолюции ГА ООН A/Res/69/244 от 29.12.2014 г., саммит проходит при участии глав государств. То есть у нашего президента есть персональное приглашение.

Главное - у наших ученых большие наработки в сфере решения глобальных проблем устойчивого развития, которые могут стать достоянием мирового сообщества и дадут Украине возможность на уровне с другими цивилизованными государствами "оживить глобальное партнерство в целях устойчивого развития" (цитата из проекта Итогового документа саммита).

К сожалению, сказать уверенно, воспользуется ли эффективно этими наработками команда президента Украины, отвечающая за внешнюю политику, не могу. Но убежден, что Всемирный саммит по развитию является для нашего президента возможностью дать утвердительный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок редакционной статьи популярного международного журнала (Socialook International, Delhi, 2007, №2), - "Украина спасет мир?". Необходимо еще раз аргументировано и откровенно заявить мировому сообществу, что его стремление, сформулированное в проекте Итогового документа саммита целей развития до 2030 г., невозможно реализовать без системы надежной коллективной безопасности, которая в настоящее время подорвана политикой умиротворения агрессора со стороны Европы и США. Ведь именно это позволило России развязать вероломную войну против Украины и всей Европы, фатально похожую на войну Гитлера против Чехии и Европы в конце 30-х прошлого века.

В условиях войны следует говорить не только об устойчивом развитии, но и, прежде всего, об устранении глубинных причин политических и военных конфликтов, которые в целом делают невозможным развитие. Саммит - это одна из возможностей поставить агрессора на место, развенчать его политику и действия как препятствие для мирового развития. Поверьте, это чрезвычайно весомый, можно сказать, уникальный аргумент. Сумеет ли наше МИД его квалифицированно использовать? По нынешнему состоянию подготовки к саммиту этого еще не видно.

- Что безотлагательно должны сделать МИД, Минэкономразвития и Минприроды для подготовки к саммиту?

- Прежде всего, профессионально проанализировать последовательные фундаментальные инициативы Украины по глобальной безопасности, начиная с Будапештского меморандума 1994 г., а также наши усилия по построению институционной платформы устойчивого развития, о которых лидеры Украины неоднократно заявляли. Они заключаются в радикальном реформировании устаревшей модели международных отношений путем создания систем открытого доступа и новых правил игры. Декларативные гарантии Будапештского меморандума должны быть, наконец, реализованы. И этому, считаю, должна содействовать поддержка ООН инициатив Украины (и ряда других стран) о необходимости подготовки проекта Экологической Конституции Земли (ЭКЗ) и его публичного обсуждения, учреждение на базе Программы UNEP Всемирной экологической организации (ВЭО), а также сущностное реформирование Совета Безопасности ООН.

Гарантией необратимости движения мирового сообщества к устойчивому развитию, реального привнесения нового качества в жизнь общин, наций и международного сообщества должна стать экологизация образования во всех учебных заведениях - как фактор достижения целей устойчивого развития.

На основании этих ключевых составных частей надлежит найти новые формулировки позиции делегации Украины на сентябрьском саммите по развитию - с учетом агрессии России, которая не только парализует развитие, но и разрушает всю глобальную систему коллективной безопасности.

Для достижения сформулированных в проекте Итогового документа саммита целей устойчивого развития следует убедить ООН рассматривать вопрос военной, эколого-экономической и гуманитарной безопасности в едином пакете, что может стать важным фактором защиты территориальной целостности Украины и ее цивилизационного развития.

Необходимо также учесть предложения Франции, ФРГ, Евросоюза, ряда других стран на "Рио+20" в 2012 г. и по дипломатическим каналам выяснить их вероятную позицию на будущем саммите.

Судя по последним заявлениям лидеров США и Китая, есть основания полагать, что эти страны (отрицавшие на "Рио+20" инициативы Украины и ЕС) тоже могут радикально изменить свою позицию в нашу пользу. В связи с невыносимой жарой, российской агрессией и другими неблагоприятными факторами имеет место заметная эволюция взглядов многих ключевых политиков мира на нынешние экологические проблемы. Они, как кажется, стали больше прислушиваться к мнению ученых.

Помнится, в 2000-м мне выпала возможность разговаривать на эту тему с Гельмутом Колем в Берлине. Имея близкие личные контакты с лидерами ведущих стран мира и будучи хорошо проинформированным, Гельмут Коль сказал: "Вы не обращайтесь по поводу Экологической Конституции Земли и Всемирной экологической организации к Жаку Шираку. Франция никогда не поддержит вашу идею. Обращайтесь к Манделе...". Показательно, что буквально через три года после этого именно президент Жак Ширак от имени Франции внес предложение об учреждении Всемирной экологической организации. И с того времени все последующие президенты Франции последовательно активно отстаивают эту идею на международных форумах.

Украина должна настаивать на признании целостности идеи ЭКЗ, состоящей из двух неразрывных частей: дефинитивной (нормативной) и институционной (регуляторной). Дефинитивная должна содержать экологически допустимые нормы экономического поведения субъектов хозяйствования, санкции и стимулы экологически безопасной зеленой экономики. Институционная - порядок формирования и функционирования в системе ООН эффективного механизма гарантий безопасности, выживания человечества путем учреждения ВЭО и других органов, ответственных за соблюдение норм ЭКЗ.

- Что конкретно должна сказать Украина на саммите, с учетом очевидного диссонанса: Путин - и устойчивое развитие?

- Поднять вопрос о размещении на объектах высокого экологического риска в Украине специальных международных подразделений, которые должны быть оснащены современными средствами защиты. Этим подразделениям следует оставаться под юрисдикцией соответствующих международных органов и служить надежным "железным куполом" для уязвимых точек нашей общей европейской окружающей среды.

Такая необходимость обусловлена тем, что террористы оснащены современным оружием и у них карт-бланш полнейшей безнаказанности (в качестве примера - уничтожение малайзийского "Боинга"). Система обеспечения деятельности таких подразделений необходима еще и как прототип будущих органов контроля над соблюдением норм Экологической Конституции Земли.

Момент истины заключается в том, что агрессия России против Украины крайне заострила необходимость кардинально изменить нынешнюю модель мирового порядка. Человечество должно выиграть этот цивилизационный поединок и начать совершенно новые отношения между государствами и народами, и в то же время - между Человеком и Природой, без чего невозможно (conditio sine qua non) достичь устойчивого развития.

Еще один важный аспект позиции Украины на сентябрьском саммите. Сегодня ООН (особенно ее Совет Безопасности) уже исчерпала себя как фактор надежной коллективной безопасности. Не надо забывать, что нынешняя война в Украине, в отличие от войн в прошлом веке или в арабских пустынях, ведется на территориях, перенасыщенных промышленной инфраструктурой (атомные электростанции, химические предприятия, гигантские дамбы, хранилища токсичных отходов etc), разрушение которых несет огромную экологическую опасность. Страдания и колоссальные экономические убытки от возможных экологических катастроф могут совокупно превзойти потери от военных действий и Чернобыльской катастрофы. Все это должно быть учтено в предложениях о реформировании Совета Безопасности ООН.

Подтверждая последовательность внешней политики Украины в сфере безопасности и устойчивого развития, имевшей место в течение 1994–2012 гг., просить ООН признать целостность идеи создания ЭКЗ с одновременным учреждением ВЭО и создать региональные профессиональные рабочие группы по подготовке проекта ЭКЗ для его публичного обсуждения. При этом настаивать на том, что реализация такого предложения станет фактором надежной будущей институционной платформы устойчивого развития и безопасности национальной и глобальной окружающей среды.

Учитывая отсутствие во всех странах мира системы достаточно квалифицированной профессиональной подготовки кадров в сфере устойчивого развития, рекомендовать всем учебным заведениям начать процесс экологизации образования (Greening of Education), что даст возможность сформировать экологическую компетентность и новое эколого-экономическое мышление специалистов, способных обеспечивать устойчивое развитие (зафиксировано в обязательствах Украины на "Рио+20".

Рекомендовать национальным и транснациональным производственным структурам осуществлять процесс экологизации всех видов хозяйственной деятельности на основе критерия ее эколого-экономической эффективности вместо традиционного критерия прибыльности - с целью формирования экологически безопасной зеленой экономики на глобальном и национальном уровнях.

Поддерживая предложения многих стран о необходимости реформирования Совета Безопасности ООН, а также учитывая перспективу избрания Украины непостоянным членом Совета Безопасности ООН на 2016–2017 гг., украинская делегация на саммите должна инициировать расширение мандата Совета Безопасности ООН путем предоставления ему дополнительных полномочий по рассмотрению также и вопросов экологической безопасности.

11 марта 2015 г. Национальная академия наук Украины передала изложенные выше предложения (и ряд других) в Министерство экономического развития и торговли Украины. Минэкономразвития совместно с МИД и Минприроды необходимо проработать проект выступления президента Украины на сентябрьском саммите ООН и определить концептуальные основы позиции Украины с учетом агрессии России и необходимости формирования новой коллективной системы глобальной безопасности.

До начала саммита остается меньше месяца, а наши предложения до сих пор не рассмотрены. Повторяется безответственная традиция предыдущей власти откладывать проработку важных международных документов на последние дни.

- Очевидно, кроме заявления президента Украины, следует провести и некоторые публичные мероприятия в поддержку инициатив?

- Да. Детальное научное обоснование изложенных выше предложений содержится в книге коллектива отечественных и зарубежных авторов "Экологическая Конституция Земли. Методологические основы". Издание на украинском языке - в 2011-м, русском как рабочем языке ООН - в 2012-м, английском - в 2014-м.

Для распространения указанных инициатив в зарубежных СМИ целесообразно, после выступления главы делегации Украины на саммите, организовать в Постоянном представительстве Украины при ООН презентацию книги World Environmental Constitution. Methodological Foundation с брифингом для журналистов при участии ее соавторов - первого космонавта Украины Леонида Каденюка, американских профессоров Джошуа Фарлея, Пола Баррези, Браяна Чеха. Кстати, такое предложение уже поступало от Национальной академии наук Украины в администрацию еще предыдущего президента, но было проигнорировано.

ООН созывает уже пятый саммит по вопросам устойчивого развития. Необходимо приложить все усилия, чтобы этот форум утвердил конструктивное решение относительно институционной платформы устойчивого развития, т.е. поддержал инициативу подготовки Экологической Конституции Земли и учреждения Всемирной экологической организации.

Для достижения целей устойчивого развития, прежде всего, надлежит устранить причины военных конфликтов, независимо от того, где проявит себя вооруженное безумие - в Югославии, России или среди исламских экстремистов, и запустить мощные правовые, технологические и экономические механизмы предотвращения изменений климата и экологических катастроф. Кстати, несмотря на продолжительную нератификацию США Киотского протокола, твердую волю к этому уже продемонстрировал недавно и Барак Обама - своим планом борьбы с глобальными изменениями климата.

Чтобы реально достичь развития, саммит должен, хоть это и сложно, найти способы "принудить к миру" и Россию, и других агрессоров, дать мировому сообществу надежду на построение новой всеохватывающей системы коллективной безопасности. Об этом должен сказать лично президент Украины.