В столичном регионе основной приметой наступающей весны в последнее время становится не прилет первых ласточек, а появление в местных СМИ и Интернете панических сообщений и слухов об экологической катастрофе на Бортнической станции аэрации (БСА). Не стала исключением и весна нынешняя. Во время очередного потепления директор БСА В.Бражник поведал о том, что земляные дамбы, ограждающие иловые поля станции, снова дали течь - появилось 18 промывов, и если не принять меры, то вал нечистот может снести все на своем пути. А чтобы предотвратить катастрофу, необходимо срочно провести работы по укреплению дамб. Эта информация породила целую серию предсказаний и предположений - от того, что нечистотами может залить соседние с БСА села, до того, что они могут достичь столицы и Днепра, вызвав глобальную катастрофу, поскольку полстраны снабжается питьевой водой из главной водной артерии Украины.
До следующей весны
В соответствии с давно установившимися правилами игры власти всех уровней незамедлительно отреагировали на резонансное событие. Чиновники профильного департамента КГГА в присутствии специалистов станции проинспектировали состояние дамб на иловых полях. Вопрос был рассмотрен в депутатской комиссии Киевсовета. Отозвался и Кабинет министров. Премьер-министр Н.Азаров поручил вице-премьеру А.Вилкулу немедленно проверить состояние дел на объекте и предложить мероприятия по устранению рисков.
Надо ли говорить, что и деньги для финансирования укрепления дамб нашлись, и земельные работы начались сразу же, как только позволили погодные условия. Казалось бы, все стало на свои места. Все довольны, опасность устранена. Но… По существу, это привычный, из года в год повторяющийся ритуал - до следующей весны, когда появятся новые промывы, поскольку после такого латания дыр дамбы вряд ли станут надежнее.
Почти каждую весну, а то и чаще, поскольку не только весеннее половодье, но и летние ливни могут нарушить целостность дамб, на проблемных участках работает техника, суетятся рабочие. Возникает логичный вопрос: почему приходится то и дело подсыпать дамбы БСА, латать прорехи от промоин, тратя при этом немалые, учитывая кратковременность эффекта от такого "ремонта", деньги? Прежде всего потому, что не применяются укрепляющие материалы, без которых дамбы становятся рыхлыми и при переувлажнении расползаются. Обычно дамбы, тем более удерживающие агрессивные, опасные для окружающей среды отходы, укрепляются посредством прокладки по ним асфальтированных дорог. Проходящий транспорт уплотняет земельную насыпь, препятствуя ее размыву. Если бы защитные сооружения БСА были таким образом укреплены, то о пугающих киевлян промоинах, как и о постоянно требующихся средствах для их устранения, можно было бы забыть. Но строительство такой дороги - дело, естественно, более дорогостоящее и хлопотное, чем устранение промывов, поэтому работы по прокладке дорог надолго затянулись. Для их завершения, по данным профильного департамента КГГА, требуется около 100 млн грн. На ближайшее завершение этих работ надеяться тщетно. В нынешнем году на эти цели, по данным того же департамента, выделено около 10 млн грн. Так что заделывать микропромывы дамб и успокаивать киевлян оперативным их устранением предстоит еще долго.
Скупой платит дважды
Поднявшие тревогу промывы, как и неблагополучное состояние дамб иловых полей, - лишь одна из многих бед БСА. Построенная еще в 1965 г., станция давно вышла из запроектированных параметров и представляет собой реальную опасность для экологии столицы и области, а также для Днепра.
Первоначально предусматривалось, что иловые отходы от стоков будут накапливаться в специальных резервуарах, а затем извлекаться и использоваться для удобрения полей. Но через два десятка лет состав стоков изменился настолько, что применять ил в сельском хозяйстве запретили. Решено было собирать его на специально отведенной территории. Для этого выделены три поля, огороженные земельными дамбами.
Поскольку население столицы с тех пор увеличилось на треть, а к сбросу стоков присоединился также быстро растущий пригород (ежесуточное поступление стоков на БСА нынче составляет около 12 тыс. кубометров), то иловые поля оказались переполненными. Вместо проектных 3 млн скопилось более 10 млн кубометров. Огромная, постоянно растущая масса нечистот представляет собой возрастающую угрозу экологической катастрофы.
В интервью корр. ZN.UA директор Института города Александр Сергиенко обратил внимание на отсутствие стратегии в решении сложных проблем БСА. Причем по всем направлениям - от обращения с илом, который надо не накапливать, а сжигать, до переоснащения и реконструкции очистных сооружений. По его словам, вместо того чтобы побеспокоиться о применении современных технологий, здесь тупо следуют давно устаревшим подходам. Ремонтируют оборудование, которое давно надо заменить, выделяют для нечистот сотни гектаров дорогой пристоличной земли, тогда как ее можно использовать гораздо эффективнее. Но ведь скупой, как и нерадивый, платит дважды.
Жить около "бомбы" с нечистотами и тревожно, и опасно. И острая реакция киевлян на появление в БСА в общем-то привычных дефектов - лучшее тому доказательство. Разговоры о том, что нынешнее состояние станции чревато только локальной опасностью (дескать, от Днепра ее отделяют целых 12 км), не успокаивают. Кто может поручиться, что в период глобального изменения климата не случится такое половодье, которое снесет накопленные десятилетиями нечистоты в главную водную артерию страны? Впрочем, экологическое состояние Днепра ухудшается и без глобальных катаклизмов. Директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко обращает внимание на то, что устаревшее, изношенное оборудование БСА не в состоянии надлежащим образом очищать возросший объем стоков. К тому же за почти полстолетия со времени проектирования и запуска станции в эксплуатацию появилось великое множество загрязнителей новых поколений, к нейтрализации которых станция просто не приспособлена. Так что воду, поступающую в Днепр с БСА, все труднее назвать чистой.
От промывов до провалов
Трещат не только дамбы - катастрофа может возникнуть откуда угодно, двери для нее открыты настежь. Если, скажем, давно отработавшее ресурс оборудование выйдет из строя, то канализационная система столицы или вовсе перестанет работать, или существенно уменьшит пропускную способность. Что будет в таком случае с Киевом, который нынче беззаботно застраивают, торгуют дорогим жильем, увеличивая и так непомерные нагрузки на БСА, даже трудно представить. Тем более что тревожные звонки о ее ненадежности раздаются постоянно. Один из последних прозвучал в январе минувшего года, когда произошла авария на коллекторе самотека и образовался провал глубиной 8 м. Тогда потребовалось создать специальный штаб, сформировать аварийные бригады. Сточные воды с Новодарницкого коллектора были срочно переведены на Позняковский. Аварию удалось локализировать, а потом и устранить. Но она показала, что очистные системы перегружены не меньше, чем иловые поля, а их выход из строя не менее опасен, чем промоины в дамбах. И не факт, что следующую аварию такого рода удастся оперативно устранить. Тогда либо мегаполис захлебнется скопившимися канализационными стоками, либо нечистоты транзитом, без всякой очистки, потекут в Днепр.
Эксперты утверждают, что в сложной структуре с множеством взаимосвязанных составляющих ремонт отдельных частей БСА не в состоянии существенно повысить ее эффективность. Необходима коренная реконструкция, обеспечивающая переход к современным технологиям сбора и очистки стоков, а вместо этого "пробуксовывается" проведение мероприятий, уменьшающих уровень выброса в атмосферу "неприятных запахов". Решение этой, не самой важной для БСА, проблемы глава КГГА А. Попов, выражая позицию властей, провозгласил перед Евро-2012 "первоочередной задачей". Как будто никаких других неприятностей, кроме дурных запахов, от БСА ожидать не приходится.
Авторов этих строк умилила сцена на одном из телеканалов, когда телеведущий во время очередной беседы в прямом эфире попросил А. Попова "успокоить киевлян" по поводу нынешнего состояния и перспектив реконструкции БСА. Пытаясь привести убедительные аргументы, чиновник говорил о "поиске нестандартных решений", "проведении соответствующих регламентных работ", об "обнадеживающих переговорах". Но успокоить людей было, по существу, нечем. Проекта комплексной реконструкции БСА как не было, так и нет. И даже если до конца года проект появится, то источники финансирования для его осуществления не определены, а перспективы их появления не очевидны. Какой инвестор рискнет иметь дело с "обезглавленным" городом, который около года обходится без мэра, при этом у депутатов Киевсовета заканчивается срок полномочий, а время выборов городской власти до сих пор не определено? Выполнение многих неотложных дел, тормозящих развитие столицы и угрожающих безопасности киевлян, в том числе реконструкция БСА, напрямую зависят от того, когда в Киеве будет возобновлено попранное местное самоуправление.