UA / RU
Поддержать ZN.ua

Экономический коллапс или стимул к развитию?

Три могущественные стихии — земля, вода и радиация — объединились в испытании на прочность одной из самых передовых наций.

Автор: Юлия Загоруйко

Три могущественные стихии - земля, вода и радиация - объединились в испытании на прочность одной из самых передовых наций. Невозможно без содрогания смотреть репортажи из стертых с лица Земли японских городов.

Обделив Японию щедрыми залежами полезных ископаемых и тучными грунтами, природа к тому же постоянно испытывает ее землетрясениями и сокрушительными цунами. Да и первое в истории человечества массовое радиационное облучение случилось тоже здесь - на островах Хонсю (Хиросима) и Кюсю (Нагасаки).

Брошенные судьбой вызовы и лишения японцы переносят стойко и с достоинством. Внимательно отслеживая и анализируя истоки и последствия Чернобыльской аварии, они, несомненно, учитывают наш горький опыт.

Первым урокам Фукусимы для Украины и всего человечества посвящены материалы раздела.

Пока японским властям не до подсчетов экономического ущерба. Однако весь остальной мир взорвался обилием экономических оценок и прогнозов, касающихся как самой Японии, так и глобальной финансово-экономической системы. Одни предсказывают строительно-восстановительный бум, другие - точку невозврата в неустойчивом равновесии мировой экономики. Профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини, «предсказатель» кризиса 2008 года, в интервью американскому телеканалу Bloomberg сказал, что «землетрясение в Японии - ужасное событие, которое произошло в худшее время для страны», имея в виду состояние японской экономики.

Разрушения и потери

Возможно, единственное, в чем «повезло» этой стране, - это то, что районы разрушения не являются главными индустриальными форпостами. Производственные мощности пострадавших регионов обеспечивают чуть больше 7% промышленного производства Японии. Однако на ее северо-восточном побережье сосредоточены атомные электростанции...

В первый же день катастрофы были остановлены АЭС и нефтеперерабатывающие заводы, закрыты все порты и прерваны разгрузочные операции. Серьезному ущербу подверглась автомобильная индустрия: в общей сложности прекратили производство и сборку 22 завода флагманов автопромышленности - Toyota, Nissan, Honda. Один из крупнейших японских экспортеров Sony Corporation закрыл 8 предприятий.

11 марта фондовый рынок отреагировал мгновенно: курс иены упал, главный индекс рынка японских компаний Nikkei 225 снижался в течение дня на 5%, но закончил сессию -1,7%.

14 марта фондовый рынок снизился на рекордные за последние два года 6,25%. В последующие дни инвесторы стали сбрасывать ценные бумаги японских предприятий, терпящих крупные убытки, - электростанций, которые взрывались (котировки крупнейшей в отрасли Tokyo Electric Power Co. упали на 23,7%), автоконцернов, потерявших тысячи новых автомобилей (до -10%). Акции компании Toshiba, главного производителя ядерных реакторов, потеряли в цене 16%.

Угроза возможной ядерной катастрофы резко подстегнула у инвесторов желание освободиться от акций любых национальных компаний. Лишь за 15 марта Nikkei по итогам торгов рухнул на 10,6%, что сопоставимо с его падением в худшие дни мирового финансового кризиса 2008 года.

Начиная с 14 марта центробанк Японии производит рекордные интервенции в японский валютный рынок. К четвергу они составили 688 млрд. долл. Такая крайняя мера должна смягчить панические настроения инвесторов и помочь кредитным организациям обмениваться краткосрочными займами.

В ХХ столетии Япония пережила два крупных землетрясения, поэтому сравнительные параллели у всех на слуху. Так, землетрясение в сентябре 1923 года по масштабу разрушений и человеческих жертв считается самым крупным за всю историю Японии: полностью были разрушены города Токио и Йокогама, погибли около 700 тыс. человек. Материальный ущерб Японии был оценен в 4,5 млрд. долл., что соответствовало двум годовым бюджетам страны и в пять раз превысило расходы Японии в русско-японской войне.

Землетрясение 1995 года в городе Кобе не принесло столь масштабных разрушений и человеческих жертв, но стало печальным для японской индустрии и экономики в целом. Поскольку пострадали производственные мощности, на которых создавалось 12% ВВП. Восстановление страны тогда обошлось, по разным оценкам, в сумму от 100 до 150 млрд.
долл.

По предварительным оценкам, последствия землетрясения 2011-го окажутся весьма существенными - от 1 до 2% ВВП Японии (а он по итогам 2010 года составлял 5,4 трлн. долл.). Только прямые убытки в пострадавших от землетрясения районах могут составить 180-200 млрд. долл. Хотя, учитывая остановку производств из-за перебоев в энергоснабжении и поставке запчастей, общая сумма может быть гораздо больше.

Накануне

Человеку, далекому от экономической науки, всегда казалось, что организованные, трудолюбивые японцы, как никто в мире, способны достойно справиться с любыми стихиями. Однако что касается японской экономики, то в последние годы ситуация была скорее унылой, чем обнадеживающей.

Тяжелейший психологический шок Япония испытала прошлым летом, когда во втором финансовом квартале ее экономика проиграла китайской второе место в мире (после США) по размеру ВВП. Причем место это она удерживала последние 40 лет, а также 120 лет являлась бессменным экономическим лидером в Азии.

В начале 2011-го дефицит бюджета Японии приближался к 10% ВВП, а государственный долг достиг 200% ВВП, что побудило МВФ высказать по этому поводу озабоченность. Экономические обозреватели, тем не менее, особого беспокойства не выражали. Большинство из них пришли к выводу, что падение японской экономики своего дна уже достигло, и весной вполне можно ожидать некоторого роста.

За месяц до землетрясения Банк Японии обнародовал свой первый (за последние пять кварталов) более-менее оптимистический прогноз - о «постепенном восстановлении». Базировался он на том, что промышленный сектор и экспортно-ориентированные сферы демонстрировали ускорение темпов экономического роста. Землетрясение, цунами и радиация полностью уничтожили эти хрупкие надежды.

Влияние

Рецессия одной из крупнейших экономик мира, несомненно, повлияет и на другие. Пострадают в первую очередь торговые партнеры Японии, ибо она является одним из мировых лидеров по импорту сырья. К примеру, на ее долю приходится 6% мирового потребления нефти, которая поступает из США и Саудовской Аравии. Поскольку землетрясение разрушило или обесточило многие японские НПЗ, спрос на нефть в Японии уменьшился, что уже 11 марта спровоцировало резкое падение фьючерсной цены на сырую нефть на Нью-Йоркской товарной бирже.

Япония является вторым по величине производителем стали в мире. Остановка металлургических заводов приведет, по прогнозам, к сокращению действующих производственных сталелитейных мощностей Японии на 20%, уменьшению спроса на железную руду приблизительно на 20 млн. тонн. Однако падение спроса на нефть и металлы (а также цен) будет наблюдаться недолго: процесс восстановления приведет к их росту.

Стихийное бедствие в Японии спровоцирует кризис в цепи глобальных поставок. В Японии сконцентрировано 40% мирового производства компонентов технологического сектора. Считается, что в наибольшей степени пострадают компании Южной Кореи, которые очень сильно зависят от японских высокотехнологичных товаров и стали. И в первую очередь - судостроительные верфи и производители бытовой электроники.

Падение спроса на нефть, металлы и другие сырьевые ресурсы повлияет на торговый обмен Японии с Китаем, Тайванем, США. Что также скажется на темпах роста мировой экономики.

Один из самых существенных посттравматических вопросов - как поведут себя страховые компании? Большинство аналитиков настроены скептически. Они предсказывают начало тяжелого кризиса для всего мирового страхового бизнеса, в первую очередь - европейского, поскольку крупнейшие перестраховочные компании находятся в Швейцарии и Германии.

В своих выводах эксперты руководствуются не только памятными эпизодами последнего десятилетия (11 сентября, последствия урагана Катрина), но и свежими заявлениями страховщиков. Как оказалось, за два месяца 2011 года одна из крупнейших в мире германская Munchener Ruck уже исчерпала годичный бюджет в 1 млрд. евро, выделенный для покрытия ущерба от природных катастроф. Выплаты ушли на страховые случаи, связанные с землетрясением в Новой Зеландии. Если сравнить масштабы разрушений в Японии и Новой Зеландии, становится понятно, что европейские перестраховщики вряд ли выдержат атаки японского страхового рынка.

В 1995 году после землетрясения в Кобе страховые компании выплатили
3 млрд. долл. В 2011-м страховые выплаты, по предварительным подсчетам, могут подскочить до 30 млрд. долл. Пока страховые компании молчат…

Прогноз

Множество комментаторов за пределами Японии пытаются спрогнозировать ситуацию хотя бы на год вперед. Пессимистов, естественно, больше, и они предсказывают снижение темпов роста всей мировой экономики, как минимум в 2011-м.

Прогнозы пессимистов базируются на том, что масштабный удар пришелся не по «рядовой» экономике, а по одному из трех столпов мировой. Поэтому, дескать, разрушения в Японии несопоставимы с трагедией на Гаити.

Восстановительные работы потребуют новых заимствований, которые, вкупе с предыдущими, опрокинут страну в затяжной долговой кризис. В результате мгновенного обнищания (потери жилья, имущества, автомобиля) покупательная способность многих тысяч японцев упадет. Разве что страховые компании выполнят свои обязательства, но это сомнительно. Исходя из этих и многих других предпосылок, пессимисты не рекомендуют мировому бизнесу надеяться на скорый строительный бум в Японии. Они предрекают ей затяжную рецессию, а глобальной экономике - новую волну финансового кризиса.

Главные отряды оптимистов - это инвесторы. Уже в первые два дня после землетрясения они ринулись покупать иену, посчитав, что восстановительные работы привлекут в Японию значительный капитал. Тот же профессор Рубини проводит водораздел между краткосрочным и долгосрочным прогнозами. И даже надеется, что «со временем, при условии масштабного налогово-бюджетного стимулирования, можно достичь восстановления экономики».

Старший вице-президент кредитного агентства Moody’s Том Берн в интервью агентству Reuters сказал, что, несмотря на огромные потери, «фискальный кризис Японии пока не грозит, поскольку рынки с готовностью кредитуют правительство». А глава совета экономических экспертов при правительстве ФРГ профессор Вольфганг Франц отметил, что «ущерб от землетрясений, как правило, приводит лишь к краткосрочным спадам на мировых рынках», посему «со всеми оговорками можно сказать, что новая глобальная экономическая рецессия нам не грозит» (цитируем по материалам агентства РБК-daily).

Даже Федеральная резервная система США выступила 15 марта с неожиданно оптимистичным прогнозом. В заявлении говорится, что рекордное падение курсов акций в Японии и возникшие опасения на Нью-Йоркской фондовой бирже не отражают реальное состояние в мировой экономике, поскольку для экономического роста «создана твердая почва».

Представители многих инвестиционных банков считают, что если в первом квартале 2011 года в японской экономике будет наблюдаться падение, то с началом восстановительных работ экономика может пойти по пути V-образного развития, как было после землетрясения в Кобе. Когда совокупные капиталы - государственные, страховые и частные - будут направлены на восстановительные работы, появятся новые рабочие места, а наиболее пострадавшие отрасли - строительная и энергетическая - получат стимул к развитию. Однако произойдет это не раньше третьего квартала сего года.