UA / RU
Поддержать ZN.ua

Америка открывает Украину

Украина - страна с богатым наследием. И уже на примере первого украиноязычного номера журнала мы видим, как много увлекательного здесь можно открыть.

Автор: Оксана Онищенко

Словосочетание National Geographic не нуждается в переводе.

Это фантастические экспедиции, организованные и спонсированные Национальным географическим обществом США, во время которых раскрываются величайшие тайны истории человечества (раскопки потерянного города инков Мачу-Пикчу в Перу, первая экспедиция к Северному полюсу, обнаружение обломков "Титаника").

Это популярный во всем мире телеканал с увлекательными документальными фильмами и программами о природе, культуре и истории разных уголков мира.

Это журнал с чрезвычайно интересными историями, эксклюзивными репортажами и высокопрофессиональными фото, издающийся в 190 странах на 36 языках.

2013-й для Американского географического общества особый. Уважаемой организации и ее журналу исполняется 125 лет.

Но этот год знаковый и для украинцев. Ведь с апреля у нас появился свой украиноязычный журнал National Geographic. На день рождения издания в Киев съехались руководители вашингтонской редакции и Национального географического общества США.

Мы имели уникальную возможность из первых рук узнать о планах National Geographic относительно Украины. Секреты вашингтонского офиса раскрывали вице-президент Национального географического общества Терренс АДАМСОН, заместитель главного редактора журнала National Geographic Виктория ПОУП, старший вице-президент географического общества и ответственная за международные публикации журнала Юлия БОЙЛ, сотрудник отдела зарубежных публикаций Эми КОЛЧАК.

- Журнал - официальное издание Американского национального географического общества, но вы издаете его не только в США. Почему?

- Потому что люди живут в разных странах. Мы придерживаемся глобальной перспективы. Во всем мире есть заинтересованность в исследованиях Национального географического общества США: ведь 40% читателей нашей веб-страницы - это люди из разных уголков земного шара.

Национальное географическое общество - научная и образовательная организация. Она неприбыльная в том понимании, что у нас нет акционеров, ожидающих какой-то прибыли или возврата своих инвестиций. Наши главные принципы - преданность образованию и науке.

- На сайте издательского дома "Sanoma Media Украина", который будет издавать журнал в нашей стране, очерчен демографический профиль читателей National Geographic: мужчины 25-40 лет, активно и интересно проводящие досуг, занимающие руководящие должности и высокообеспеченные финансово. Вряд ли в таком случае можно рассчитывать на большую целевую аудиторию в Украине.

- Мы всегда придерживаемся принципа инклюзивности, то есть стараемся приобщить любую возможную аудиторию, как можно больший спектр групп в обществе. Тех, кто хочет больше знать о мире, природе, культуре.

Много усилий прилагаем и для того, чтобы поддержать научные работы и исследования именно от женщин. Это еще одно приоритетное направление работы нашего журнала.

- Вы уже вышли на рынок 190 стран мира, а в Украине начинаете работать только сейчас. Почему так долго доходила очередь до нашей страны?

- На самом деле идея издавать наш журнал на других языках еще довольно нова. Все началось в 1995-м с японского издания National Geographic.

Прежде чем прийти в ту или иную страну, мы сотрудничаем с местными издательствами, проводящими для нас рыночные исследования и определяющими, насколько готов рынок страны для нашего журнала.

Издательский дом Sanoma Media является важным стратегическим партнером National Geographic не только в Украине, но и еще в восьми постсоветских странах. По случаю выпуска украиноязычного журнала в Киев съехались главные редакторы и бизнес-менеджеры журналов этих стран. У нас есть замечательная возможность пообщаться, поделиться достижениями и результатами работы.

- Чья была инициатива издавать украиноязычный журнал National Geographic - украинской стороны или американской?

- Инициатива поступила из Украины. Впервые мы приехали сюда в 2007 г. Тогда было несколько организаций, заинтересованных в выпуске именно украиноязычного издания. И наш местный издательский партнер "Sanoma Media Украина" был готов еще тогда начать эту работу. Мы планировали выпустить первый номер в 2008-м. Но вы же знаете - тогда экономика полностью развалилась. Это было неудачное время, чтобы воплощать эту инициативу.

- Есть ли у вас общие проекты с Украинским географическим обществом?

- С нетерпением ожидаем такие проекты. Наше сотрудничество еще только в зародыше. Но, начиная работу с местными партнерами, мы увидели, что качество журналистики в Украине очень высокое.

- Среди членов нашего географического общества есть преподаватели географического факультета одного из лучших университетов Украины - Киевского национального университета им. Т.Шевченко. Зная о нашей встрече, студенты этого факультета передали вопросы к вам. Один из них - что вы думаете о развитии украинской географической науки?

- Пока что у нас нет ощущения ситуации относительно этого в Украине. Поэтому мы полагаемся лишь на опыт и знание наших местных партнеров. Но поскольку National Geographic не только научная, но и образовательная организация, у нас есть отдел миссий, выделяющий гранты для ученых и научных учреждений на проведение исследований. Надеемся, что с украинскими учеными будут организованы интересные проекты. Вы можете передать студентам и молодым ученым, что у них есть возможность подать заявку на получение гранта.

- Будут ли организовываться экспедиции по Украине?

- Мы непременно начнем об этом переговоры и дискуссии с нашим редакторским офисом в Украине. Например, в России, где у нас есть русское издание, недавно была организована экспедиция в Алтайский край, цель которой - исследование редчайших видов растений. Мы уверены, что подобные экспедиции будут и в Украине. Очень интересно, например, исследовать растительность Крыма.

- Студенты также интересуются, могут ли украинские географы публиковать статьи в вашем журнале?

- Это вопрос к нашим редакторам в Украине. Хотя, скажем, в американском издании мы нанимаем профессиональных писателей, которые могут хорошо и качественно подать ту или иную историю. Это тот уровень и то качество, на которые мы работаем. Время от времени берем также хорошие истории от исследователей и ученых.

- По мнению будущих географов, географию часто ассоциируют с туристической деятельностью. Какова позиция вашего журнала относительно этого?

-По крайней мере, в вашингтонском офисе не заинтересованы готовить какие-то истории для туристов или путешественников. У нас есть отдельное издание, посвященное именно путешествиям и ориентированное на туризм. Мы же больше используем научный подход.

- Какие направления развития журнала вы считаете наиболее актуальными?

- Освещение актуальных экологических вопросов. Наша аудитория заинтересована в таких историях и с нетерпением ожидает их. Читатели ценят наши материалы по защите окружающей среды потому, что мы объективно освещаем ситуацию.

- С какими науками, по вашему мнению, интеграция географии наиболее перспективна? Прослеживается ли такая интеграция в публикациях вашего журнала?

- Мы вообще трактуем понятие географии в широчайшем его значении. Есть широкий спектр дисциплин и сфер исследования, с которыми мы интегрируем эту науку. Прежде всего - это археология, охрана окружающей среды.

Для нас очень важно подобрать хорошие иллюстрации к материалам. Поэтому мы стараемся освещать такие научные вопросы, которые можно передать визуально. К сожалению, по некоторым наукам (например по физике) сделать это непросто.

А вот представленная в этом номере журнала статья по биологии "Вернуть к жизни" о возрождении исчезнувших видов животных - замечательный пример научных статей, в которых мы заинтересованы прежде всего. Ведь мы можем подобрать качественные иллюстрации, а также интегрировать материал с другой историей - "О мамонтах и людях", написанной на основе результатов исследований экспедиций по России.

- Студенты интересуются: на Земле уже не осталось белых пятен, о чем же будут писать географы в будущем?

- Это правильное утверждение, но все-таки можно в нем усомниться. Казалось бы, мы получили изображение Марса и Сатурна, увидели все вершины и самые большие глубины нашей планеты. Но на самом деле люди еще не все исследовали. Благодаря новым технологиям перед нами открываются большие возможности. Например, несколько лет назад во время организованной нами экспедиции по Монголии мы, благодаря современному оборудованию, генерирующему 3D-снимки, исследовали недра этой части планеты и, по всей вероятности, нашли могилу Чингисхана.

Накануне своей 125-й годовщины National Geographic задумывается над тем, какие исследования будут для наших читателей интересными на новом этапе развития журнала. Мы понимаем, что сейчас очень много внимания уделяется изучению вирусов, бактерий, мозга. А вот исследований физических ресурсов нашей планеты не так уж и много. Так что будем акцентировать внимание именно на этом.

- Журнал показывает жизнь во всех аспектах - природа, культура общества. Ядро каждого выпуска одинаково для всех стран, где издается журнал. А будет ли уделяться внимание этнографическим регионам Украины? Будут ли освещены в журнале наши национальные особенности, этническое многообразие?

- Это отличная идея. Мы вообще интересуемся этнографией. И не только в Украине, но и в других странах мира. Как освещать этот вопрос в украиноязычном издании, решать местной команде. Содержание журнала одинаково для всех стран лишь на 80%. А 20% - это уже местный контент.

Например, в первом номере украиноязычного издания National Geographic есть статья из основного контента о диких народах Европы. И местная команда решила также осветить аспекты, связанные с какими-то первобытными обычаями и представителями первобытных народов в Украине. Об этом - статья "Зов предков".

Если редакция какой-нибудь страны публикует интересный материал, мы используем его в изданиях на других языках. К примеру, забегая наперед, скажем, что для майского издания украинского журнала готовится очень интересная статья о Чернобыле. Надеемся, что другие издания подадут ее как часть основного контента.

- Это прекрасно, что National Geographic будет выходить в Украине. Очень надеемся, что статьи из украинских 20% контента часто будут попадать в главное ядро, и их будут читать во всем мире.

- Это правильный подход. Мы в вашингтонском офисе National Geographic тоже эгоисты. Но понимаем, что чем больше у нас изданий на местных языках, тем богаче мы становимся и тем глубже можем исследовать места, о которых пишем. Надеемся, что местные партнеры, в частности редакторы украиноязычного журнала, будут делать все возможное, чтобы найти истории, которые будут интересны читателям во всем мире.

Украина - страна с богатым наследием. И уже на примере первого украиноязычного номера журнала мы видим, как много увлекательного здесь можно открыть. Нас очень заинтересовала информация о 600 уникальных замках на территории Украины. И о редчайших видах растений, характерных только для этой части планеты. Поэтому уверены, что благодаря украиноязычному изданию мы не только откроем много нового для себя, но и донесем до местного населения новую интересную информацию об Украине.