Спустя почти год подготовки в «Мыстецьком арсенале» состоялась премьера археологической оперы «Чернобыльдорф» композиторов Романа Григорива и Ильи Разумейко. На ее создание их вдохновила история Цвентендорфськой и Чернобыльской атомных станций.
На втором этаже одна из галерей "Арсенала" превратилась в мир из далекого будущего. В железных инсталляциях более двух часов пульсировала причудливая жизнь. Персонажи - те, кто выжил после Апокалипсиса, потерял историческую память. Они находят вещи из прошлого и пытаются пристроить их в своей повседневной жизни. Творят свою культуру, опираясь на остатки найденных инструментов, костюмов, текстов "Чернобыльдорфского кодекса".
Электронные платы становятся для людей будущего своеобразными скрижалями. Их считают чем-то священным, сакральным, поклоняются им, как иконам. Постепенно платы превращаются в элементы декора: становятся браслетами, медальонами, серьгами и даже заменяют нашу традиционную вышивку на рубашках.
Как рассказали ZN.UA в формации NOVA OPERA, «Чернобыльдорф» состоит из семи новелл - отдельных размышлений о мире постобщества. Здесь и упоминания о мифических героях Орфее и Эвридике. Их воспроизводят поэт Юрий Издрик, который читал свою поэзию, и австрийская актриса Анна Беннент. Ее аватар обращается к нам на древнем языке.
В опере "Чернобыльдорф" объединены различные жанры: кино, хореография, перформанс, пение. На больших экранах транслировались видеоновелы, герои которых оживали на сцене. Эти видео снимали Денис Мельник и Анна Сороколит в Чернобыльской зоне, на Каховском водохранилище, вблизи Кривого Рога.
"Эта опера - кардинально отличается от тех, которые мы создавали ранее. Здесь мы оставляем много вопросов к зрителям. Хотим, чтобы после увиденного они хотели это обсуждать, дискутировать. Чтобы начали думать, анализировать, читать, слушать разную музыку и рефлексировать. А не просто прийти и получить "простой" материал. Для оперы IYOV мы препарировали рояль, а в постановке "Чернобыльдорф" мы препарируем даже Баха. Он бы сам не узнал свою музыку. У нас здесь много обработанных и интегрированных музыкальных цитат: и из фольклорной аутентичности, и Бах, и Лысенко", - говорит композитор Роман Григорьев.
В опере звучат редкие и древние инструменты: микротональные бандура и цимбалы, альпийская цитра, гусли, кантеле, морин Хуур (монгольская народная двухструнная виолончель), а также постапокалиптическая ударная установка. Наиболее ценным является уникальное алгоритмическое фортепиано Rhea-player австрийского изобретателя Винфрида Ритчи (таких в мире всего 7). Впервые инструмент был показан на Венецианской биеннале.
Композитор Илья Разумейко говорит: "Спроектированная система с использованием плат заставляет фортепиано звучать без музыканта. Загруженная программа музыкального произведения управляется с компьютера с помощью программ PD и Max MSP. Инструмент для проекта нам предоставлен при содействии Австрийского культурного форума и министерства культуры Австрии".
К опере "Чернобыльдорф" привлечена известная фольклористка Сусанна Карпенко, носитель уникального чернобыльского пения Алексей Заяц, актриса и певица Маричка Штирбулова, вокалисты формации NOVA OPERA: Марьяна Головко, Анна Кирш, Руслан Кирш, Андрей Кошман, перкуссионист Андрей Надольский, мультиинструменталист Игорь Завгородний, актер Евгений Баль. Хореографию поставила Кристина Слободянюк, она вместе с танцовщицей Марией Потапенко постоянно перевоплощалась в разных персонажей и поражали своей пластикой.
В 2022 году оперу покажут в Вене. Проектом уже заинтересовались в Роттердаме и в Венеции.
В ближайшее время творческая команда betv представит видеоверсию постановки. Проект "Чернобиыльдорф" поддерживает Европейский Союз по программе Дом Европы. При поддержке Украинского Культурного Фонда и в соорганизации с "Мыстецьким Арсеналом".