UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сериал "Игра престолов" таит в себе политическую и моральную философию - The Economist

История каждого персонажа фактически отражает определенный набор принципов. Остается загадкой, какой из них победит.

Очевидная загадка в центре "Игры престолов" заключается в вопросе, кто из главных героев выживет, займет железный трон, объединит семь королевств и победит белых ходоков. Но наиболее интригующим вопросом сериала остается второстепенный из них: "Почему победители побеждают? Какие политические и нравственные принципы авторы хотят нам показать? Какая политическая философия и моральный ориентир Игры престолов?".

Об этом пишет The Economist, добавляя, что Джордж Мартин мастерски поднял эти вопросы в книгах, убивая персонажей, которых читатели воспринимали как героев истории. Каждая смерть несла в себе уроки. Нед Старк потерял голову, потому что не пользовался ею. Честь и достоинство не имеют смысла без мудрости, разсудительности и стратегического мышления. Его сын Робб получил смертельный удар ножом в сердце, которое предало его. На войне хрупких альянсов нет места романтической любви. Джон Сноу был убит, потому что не смог понять, как правильные решения могут превратить некоторых его собственных людей во врагов.

Поскольку сериал близится к своему завершению, ставки растут. И решения персонажей становятся все более интересными. История каждого из них поднимает вопрос о "душе Игры престолов". Арья Старк ведет себя крайне осторожно, но она рискует превратиться в социопата. Ее когда-то "дружественный враг" Сандор Клиган, известный как "Пес", прошел путь от эгоистичного, беспощадного убийцы до душевного гражданина Вестероса, который задумывается, почему плохие вещи происходят с хорошими людьми. В случае Дейнерис Таргариен чувство долга и справедливости соревнуется с ее ощущением наследственного права и силы. Какой вывод мы можем сделать из ее кровожадного желания сжечь врагов заживо в драконьем огне?

Джейми Ланистер, который предстал перед читателями и зрителями в амплуа аморального цареубийцы, который выбросил беззащитного мальчика из окна, терпит все больше проблем от своей сестры Серсеи, которая из обычного монстра превращается в монстра исторических масштабов. Сейчас он - единственное, что осталось от его семьи, если не считать Тириона. Несмотря на то, что именно она сожгла полгорода, Серсея Ланистер считает себя защитником Вестероса от бешеных убийц, которыми она считает Дейнерис, ее союзницу Оленну Тирелл (чью семью Серсея вырезала), и ее орду иностранных варваров. Она уже попыталась использовать религиозных фундаменталистов, чтобы изменить ситуацию в свою пользу, а теперь заключила позорный альянс с одним из самых отвратительных персонажей - Ейроном Грейджоем. Серсея чрезвычайно непопулярна и кажется обреченной на поражение. Но в реальной жизни злодеи порой побеждают, так же как и в "Игре престолов". Еурон доказал это во второй серии этого сезона в море.

Безусловно, героям "Игры престолов" есть чему поучиться у злодеев. Санса Старк, которая была наивным персонажем, стала воплощением Макиавелли, пройдя через страдания, причиненные ей такими людьми, как Серсея, у которой Санса многому научилась. К ее разочарованию, Джон Сноу до сих пор делает то, что считает "правильным", не уделяя достаточно внимания тому, насколько он может оттолкнуть собственных людей. Похоже, первая смерть его ничему не научила. Джон вряд ли умрет снова. Но принесет ли готовность принимать непопулярные решения ему славу или же приведет его к гибели?

Тем временем, на удивление хитрый "Мизинец" постоянно организовывает заговоры, заключает договоры и нарушает их, когда это выгодно. Такое поведение, в конце концов, может оттолкнуть от него всех. Он останется без друзей. Какой урок кроется в этом для Сансы? Ее приобретенная стратегическая мудрость восхищает, но не вступит ли она в сговор с "Мизинцем" против Джона Сноу? Или же она переиграет "Мизинца" в его же собственной игре двойных стандартов и выступит против него в удачный момент? И если она так и сделает, будет ли это означать, что она играет в игру престолов лучше всех? Может ли она превратится в новую Серсею? Будет ли это победой или поражением?

Очевидно, что "Игра престолов" не награждает злых за зло, так же как и добрых за добро. Король Джоффри, Рамси Болтон и Уолтер Фрей в конце подверглись жестокой расплаты. С этой точки зрения, Серсея тоже может скоро умереть: или от единой руки ее брата, или от руки Арьи Старк. В первом сезоне Серсея сказала Неду Старку: "Когда играешь в игру престолов, ты побеждаешь или умираешь". Она повторила этот тезис в первом эпизоде текущего седьмого сезона. Но это не означает, что злой путь к победе - единственный верный. Так же, как и абсолютное чистолюбство тоже к ней не ведет.

Урок "Игры престолов" в том, что иногда быть хорошим - глупо, как это было в случае Неда Старка, а порой и наоборот. В конце концов, у хороших правителей меньше врагов, а их союзы крепче. Но, как Санса предостерегла Джона Сноу в начале текущего сезона, к некоторым вещам надо подходить с умом. Это значит быть беспощадным и жестоким, когда нужно, нарушая традиции и принципы. "Игра престолов", безусловно, имеет нравственный ориентир: он требует гибкости, а не упрямства, хитрости, а не безрассудности.

Ранее издание Washington Post писало, что "Игра престолов" слишком похожа на политический мир. Телекритик Эмили Нуссбаум замечает в сериале много схожих черт с современным миром. Поскольку в нем женщины-кандидаты на роль лидеров борются с реальностью, в которой доминируют мужчины. У политических династий отвратительные истории, заключаются различные "сделки с дьяволами". По мнению Нуссбаум, Хиллари Клинтон можно сравнить с Дейнерис Таргариен, если вспомнить ее "драконье" резюме и желание сделать свое королевство менее жестоким. Или же она похожа с Серсеей Ланнистер - "этично гнилой" представительницей элиты от рождения.