UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пара евреев продали картину Пикассо спасаясь от нацистов – их наследники пытаются ее вернуть

Речь идет о работе испанского художника «Женщина за глажкой» 1904 года. Пабло Пикассо создал ее в конце мрачного "голубого периода".

В 1938 году, опасаясь за свою жизнь на фоне усиления преследований евреев, Карл и Рози Адлер сбежали из Германии в тогда еще не занятую  нацистами часть Европы. Чтобы оплатить краткосрочные визы, они продали одну из своих ценных вещей – картину Пабло Пикассо «Женщина за глажкой»  1904 года. Эта картина впоследствии попала в коллекцию Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Теперь наследники Адлеров хотят вернуть картину. Их историю передает BBC.

Читайте также: Декорации от Пикассо и костюмы от Шанель: FilmUA представил мини-фильм о Брониславе Нижинской

«Адлер не лишился бы картины в то время и за такую цену, если бы не нацистские преследования, которым он и его семья подвергались», – написали адвокаты наследников в судебном иске на прошлой неделе в суде Нью-Йорка.

Несколько еврейских организаций и некоммерческих организаций также названы истцами в иске.

Тогда картина Пикассо обошлась в полторы тысячи долларов, ныне ее цена в $32 тысячи

Первоначально картина была куплена у Генриха Таннгаузера в 1916 году, еврейского владельца галереи, жившего в то время в Мюнхене.

Когда Адлеры сбежали из Германии, они продали картину сыну Таннгаузера, Джастину, уже выехавшему из страны в Париж, примерно за 1 552 доллара (это 32 669 долларов сегодня).

Эта цена, как утверждают в иске, была намного ниже рыночной : всего шесть лет назад Адлер предлагал картину примерно за 14 000 долларов, но решил ее не продавать.

Вскоре после приобретения картины Танхаузер застраховал ее в 20 000 долларов.

После смерти Танхаузер оставил свою обширную коллекцию произведений искусства Музея Соломона Гуггенхайма, в том числе «Женщину за глажкой» . Перед его смертью в рамках исследовательского процесса музея для подтверждения происхождения картины представители музея обратились к Эрику Адлеру, сыну Карла и Розе, говорится в заявлении музея для BBC.

Женщина_за_глажкой._Пабло_Пикассо-1.jpeg (424 KB)

Мистер Адлер «подтвердил дату собственности своего отца и не выражал никаких обеспокоений по поводу картины или ее продажи Джастину Танхаузеру», и музей неоднократно признавал прежнее право собственности старшего Адлера, говорится в заявлении.

Картина хранится в коллекции по сей день, и десятилетиями вопрос собственности на картину  потомки Адлеров не обжаловали, вплоть до 2014 года. Тогда внук одного из других детей Адлеров, Карлота, узнал эту семейную историю с картиной.

Заметим, Пикассо создал работу «Женщины з глажкой» в конце мрачного "голубого периода", вызванного смертью его близкого друга Карлоса Касагемаса. В то время он писал в большинстве своем монохромные картины в оттенках голубого и зелено-голубого с редким добавлением теплых тонов. Эти картины сейчас являются одними из самых узнаваемых работ художника, хотя к тому времени ему трудно удавалось продавать их.

Несколько лет адвокаты наследников Адлеров и музея Гуггенхайма спорили над тем, кому на самом деле принадлежит картина, завершившаяся этим судебным процессом.

В музее Гуггенхайма сказали BBC, что «чрезвычайно серьезно относятся к вопросам происхождения и претензий по реституции», но «считают, что эта претензия необоснованна».

Что делать с произведениями искусства, проданными или разграбленными во времена нацистской Германии, уже давно вызывает беспокойство. Многие евреи и другие люди, спасавшиеся от преследований, были вынуждены продать активы, в том числе ценные произведения искусства, чтобы убежать. У других произведения искусства просто похитили.

В 1998 году 44 страны подписали Вашингтонские принципы по конфискованному нацистами искусству, в котором говорится, что «нужно немедленно принять меры для достижения справедливого и честного решения, признавая, что все может меняться в зависимости от фактов и обстоятельств конкретного дела».

Однако «Женщину, гладящую одежду», не следует считать произведением искусства, конфискованным нацистами, сказали Гуггенхайми (музей назван в честь Соломона Роберта Гуггенгайма. это американский меценат еврейского происхождения, выходец из Швейцарии, основатель Музея современного искусства в Нью-Йорке).

В культурном институте объясняют свою позицию тем, что картина была продана не в Германии, а после выезда Адлеров и ее продали коллекционеру еврейского искусства, не являющемуся членом нацистской партии, отметили в музее.